Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей с 2 до 7 лет "Математическая шкатулка"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 7 города Калуги
(МБДОУ №7 г. Калуги)

ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол № 1 от 27.08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом № 191/01-10
от 31.08.2021

Дополнительная
образовательная программа
«Математическая шкатулка»
социально-гуманитарной направленности
для детей 2-7 лет
(срок реализации 5 лет)

Калуга
1

Содержание
I Целевой раздел ………………………………………………………………… 3
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 3
1.2. Цель и задачи Программы …………..………………………………...…… 4
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса………. 4
1.4. Планируемые результаты освоения Программы………………………...... 5
II Содержательный раздел ………………………………………………..…….. 7
2.1. Организация образовательной деятельности………………………..………7
2.2. Формы организации деятельности детей на занятии……………………….7
2.3. Перспективно-тематическое планирование:
для детей 2-3 лет………………………………………………………..…………..7
для детей 3-4 лет……………………………………………………………….. …11
для детей 4-5 лет…………………………………………………………………...14
для детей 5-6 лет…………………………………………………………………...18
для детей 6-7 лет……………………………………………………………….….21
III Организационный раздел ……………………………………………….....…. 28
3.1. Методическое обеспечение Программы……..…………………..…………. 28
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы…………….…………29
Список литературы…………………………………………………………………30
Изменения и дополнения ………………………………………………………….31

2

I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у детей дошкольного возраста
является основой их интеллектуального развития, способствует общему умственному
воспитанию ребенка-дошкольника.
Организация

данной

образовательной

программы

дает

возможность

развивать

познавательную активность, логическое мышление и интерес к математике.
В соответствии с требованием ФГОС ДО в комплексном подходе к образованию
дошкольников в современной дидактике немаловажную роль играют занимательные
развивающие игры. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. Процесс же
решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной
работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети
овладевают умением творчески относиться к решению поставленной задачи, самостоятельно
вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у
детей

дошкольников

интереса

к

математике

и

логике.

Дети

проявляют

желание

сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в
дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных
способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса,
смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Актуальность программы обусловлена тем, что она, дополняя традиционный подход к
обучению оригинальным способом обучения математике, обеспечивает овладение ребенком
математических методов поиска решений, логических рассуждений.
Данная программа разработана на основе:
развивающих игр В.В.Воскобовича;
сюжета методики «Сказки Фиолетового Леса» Т.Г.Харько;
программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А.,
Комарова Т.С.;
программ: «Логика. Программа развития основ логического мышления у старших
дошкольников» сост. Корепанова М.В.; Математика до школы» сост. Смоленцева А.А.,
Пустовойт О.В., Михайлова З.М., Непомнящая Р.Л.;
учебных пособий: «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей
дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; «Чего на свете не бывает?»

О.М.

Дьяченко, Е.Л. Агаева.
3

1.2. Цель и задачи Программы
Ц е л ь : создание условий для познавательного развития детей дошкольного
возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений
математического содержания.
Задачи:


Образовательные:

ознакомление с количественными представлениями, с последовательностью чисел
натурального ряда;
знакомство с геометрическим фигурами, формой предметов, размерами, цветом;
закрепление представлений о величине;
ознакомление с пространственными отношениями.


Развивающие:

развитие

логического

анализировать,

обобщать,

мышления

ребёнка

группировать,

-

(умение

сравнивать,

конструктивного

доказывать,

мышления

- (на

геометрическом материале);
развитие памяти, внимания, творческого воображения;
развитие предпосылок креативного мышления.


Воспитательные:

Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения
работы в коллективе.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
В основу работы по программе положены следующие принципы:
принцип природосообразности: учёт возраста обучающегося, а также уровень
его интеллектуального развития, математической подготовки;
принцип проблемности: ребенок получает знания не в готовом виде, а в
процессе собственной интеллектуальной деятельности;
принцип адаптивности: гибкое применение содержания и методов математического
развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей
каждого воспитанника;
принцип

психологической

комфортности

–

создание

спокойной

доброжелательной обстановки;
принцип творчества – формирование способности находить нестандартные
решения;
4

принцип

индивидуализации

–

развитие

личных

качеств

посредством

разноуровневого математического содержания.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
В конце года дети 2-4 лет будут владеть умениями и навыками:


отсчитывает и пересчитывает единицы в пределах трех;



соотносит числа 1,2,3с соответствующим количеством пальцев;



узнает основные простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник) и знает основные цвета;


группирует фигуры по одному признаку: цвету, форме, величине;



находит лишний предмет, отличающийся от других предметов одним признаком;



составляет простые фигуры из двух-трех частей;



проявляет элементы творческого мышления;



называет, на что похожа фигура, как можно поиграть, с предметом, составляет из

фигур и палочек простые изображения.
Дети 4-5 лет будут знать и уметь:


отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник,

прямоугольник)


нестандартные методы решения различных математических задач;



логические приемы, применяемые при решении задач;



различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения

по схемам и по замыслу;


использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать

закономерность;


ориентироваться в пространстве и на плоскости;



сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме



различать основные цвета и их оттенки



считать в пределах 10, устанавливать равенство и неравенство двух групп

предметов


ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом,



составлять целое из частей.



следовать инструкциям и работать по схемам.

сбоку)

5

Дети 5-6 лет должны уметь:


составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из других

геометрических форм или разных плоскостных элементов;


определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве

(справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры
и др.);


составлять различные формы из палочек по образцу;



сравнивать предметы по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче),

по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный,
квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных
цветов);


выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания.



осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине,

размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;


выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;



«читать» план, осуществлять нахождение предмета по плану;



создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения.

К концу обучения у детей 6-7 лет формируются следующие основные умения:


Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один, умение

сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов и соотносить заданное количество
предметов с цифрой.


Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов

или фигур по цвету, форме, размеру и другим свойствам.


Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10,

определять большее и меньшее.


Умение узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и

находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.


Умение сравнивать предметы по длине, ширине, толщине.



Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и

последующее число к названному, сравнивать числа.

6

II Содержательный раздел
2.1. Организация образовательной деятельности
Программа ориентирована на детей от 2 до 7лет.
Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном
сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.
Программа рассчитана на 5 лет обучения.
Режим занятий: Занятия для детей 2 проводятся 2 раза в неделю по 10 минут , для
детей 3 лет 2 раза в неделю по 15 минут, для детей 4 лет - 2 раза в неделю по 20 минут, для
детей 5 лет - 2 раза в неделю по 25 минут, для детей 6 лет – 2 раза в неделю по 30 минут. Всего
72 занятия за период с октября по май. Рекомендуемый состав группы 10 человек.
2.2. Формы организации деятельности детей на занятиях
Формы организации деятельности детей на занятиях:
-задачи-шутки,
- математические и логические загадки и задания,
- увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
2.3. Перспективно-тематическое планирование
1 год обучения ( с 2 до 3 лет)
месяц
октябрь
1- 2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема занятия

Цель

Выявить знания детей в
области сенсорных эталонов
цвета,формы посредством
дидактического материала на
начало года.
Формировать речевой слух,
«Кто в домике
развивать собственную
живет?»
активную речь,
совершенствоватьсилу голоса
и воспитывать
положительный интерес к
занятиям
«Собери пирамидку» Побуждать детей к
результативным
действиям, совершенствовать
координацию движений рук
под зрительным контролем,
воспитывать положительное
отношение к занятиям
Диагностика

Оборудование и
материалы
Игры и игрушки в
сенсорном уголке

Домик, игрушки - собачка,
кошка, мишка, лиса, зайка

Пирамидки из 3 колец по
количеству детей

7

ноябрь
2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь
1 неделя

2 неделя

3 неделя

Формировать представление о Пирамидки по количеству
величине предметов,
детей
учитывать ее при выполнении
действий с игрушками,
формировать умение
правильно ориентироваться
на слова большой, маленький,
воспитывать положительный
интерес к занятиям
Формировать у детей
Коробка с отверстиями
«Протолкни
разной формы
круглый предмет» представление о форме
предметов, учитывать это
свойство при выполнении
элементарных действий,
развивать зрительнодвигательную координацию,
воспитывать положительное
отношение и интерес к
занятиям
Листья деревьев,
«Найди листочек» Формировать у детей
слуховое восприятие,
вырезанные из плотной
находить предмет и называть бумаги, игрушка котенок
его, развивать
зрительную ориентировку,
воспитывать интерес к
занятиям
Формировать цветовое
Листья, вазочка, котенок,
«Найди желтый
восприятие, побуждать детей и собачка - игрушки
листочек»
участвовать в совместной
деятельности, повторять за
воспитателем отдельный
слова:листья, листопад,
желтые, красные, летят;
воспитывать любовь к
окружающей природе
Побуждать детей различать Одноцветные,
«Собери
размеры колец и располагать окрашенные в основные
башню из двух
их в определенном,
цвета башни по
колец»
постепенно убывающем
количеству детей
порядке, понимать слово
кольцо иназывание цвета,
воспитывать интерес к
занятию
На эмоциональноНабор из 8-12
«Большая
и
одноцветных полых
маленькая Башни» чувственной основе
познакомить детей с
конусов, убирающихся
особенностями полых
последовательно один в
предметов разной величины: другой
можно накладывать меньший
на больший, накрывать
меньший большим. Развивать
тонкие движения кончиками
большого, указательного и
среднегопальцев.Выполнять
действия выбора предметов с
ориентировкой на одно
«Нанизывание
колец»

8

свойство – величину,
воспитывать интерес к
занятию
4 неделя

Январь
2 неделя

3 неделя

4 неделя

Февраль
1неделя

2 неделя

3 неделя

Однородные пирамидки,
«Нанизывание колец Побуждать детей обращать
внимание
на
величину
состоящие из колец
одного цвета»
предметов при выполнении большого и маленького
действий с игрушками,
размера
формировать умение
правильноориентироваться на
слова большой, маленький
Формировать у детей
Деревца из картона двух
«Собери
практические знания о цвете: цветов, грибы большие,
корзиночку»
красный, зеленый, о величине: грибы маленькие,
большой и маленький,
дорожка, корзиночки по
развивать умение подбирать количеству детей
предметы определенного
цвета по показу.
Игрушки - ежики двух
«Найди
такой же Формировать у детей
простейшие приемы
цветов (красный и
предмет»
установления тождества и
зеленый), грибы двух
различия цвета однородных цветов (красный и
предметов, воспитывать
зеленый), ковролин
интерес к занятиям
Две коробки - в одной
«Собери картинку» Упражнять детей в
составлении целого
лежат целые картинки с
предмета из его частей,
изображением разных
развивать зрительное
предметов: овощей,
восприятие, воспитывать
фруктов, игрушек; в
волю, усидчивость,
другой - такие же
целеустремленность
картинки, но разрезанные
на две части по диагонали
на каждого ребенка
Формировать цветовое
Куклы, одетые в наряды
«Угадай, какой
восприятие: красный,желтый, трех цветов: красный,
цвет?»
синий; развивать внимание на желтый, синий
цветовые свойства предметов,
совершенствовать
навыквыполнять задания с
однороднымипредметами,
ориентируясь на одно
свойство
Формировать представления о Матрешки по количеству
«Двухместная
величине (большая,
детей с одним вкладышем
матрешка»
маленькая). Научить
внутри, строительный
открывать и закрывать
материал
матрешку, закрепить навык
называния цвета (красный,
желтый, синий,
зеленый),расширять активный
словарь: большая, маленькая
матрешка, верх, низ, платочек,
фартучек
Упражнять мелкие мышцы
Две половинки
«Застегни пальто
пальцев;
импровизированного
кукле»
побуждать детей точно
пальто, на одной - петли,
выполнять действия по
на другой - пуговицы по
9

4 неделя

Март
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Апрель
1 неделя

2 неделя

указанию воспитателя
количеству детей, кукла
(например, находить
Катя
пуговицу, соответствующую
петле и застегивать ее),
воспитывать аккуратность и
внимание
Побуждать различать цвета Игрушечный паровоз,
«Подбери
предметов
вагончики, машины 4
такой
же
(красный, синий, желтый,
цветов
предмет»
зеленый), расширять
чувственный опыт, выделять
предметы и подбирать их по
одинаковой окраске,
воспитывать положительный
интерес к занятию
Побуждать детей обращать
Круги и квадраты двух
«Большой
и
размеров (по 5 на одного
маленький предмет» внимание на величину
предметов, формировать
ребенка), форма и цвет
умение пользоваться
одинаковые
простейшими предметами
установления тождества и
различия объектов по
величине, понимать слова
такой, не такой,большой,
маленький
Формировать умение
6-8 досок с 4 большими и
«Разложи
группировать по величине
5 маленькими
правильно»
однородные предметы и
квадратными отверстиями
сравнивать разнородные
и с аналогичным
предметы. Воспитывать
количеством вкладышей
интерес к анятиям,
наблюдательность и
аккуратность.
Пирамидка из 5 колец,
«Что получилось?» Обогащать зрительноосязательный опыт малышей, одноцветные пирамидки:
выполнять простые действия с красная, оранжевая,
предметами: снимать и
желтая, зеленая, синяя,
нанизывать кольца.
фиолетовая, черная и
Закреплять положительное
белая
отношение к занятиям,
воспитывать трудолюбие и
желание выполнятьдействие
до конца
Учить детей чередовать
Пирамидка из 3-4 колец,
«Игры с
предмет по величине.
двухместная матрешка
пирамидками
Развитие сенсорного
Изображение солнца с
восприятия, формирование
«открытыми глазами»,
зрительнолучики по цвету и бантики
моторной координации на
основе действий с
предметами.
«Красный, желтый, Учить различать, называть и Изображение предметов
показывать картинки по цвету (игрушки, цветы, одежда
синий, зелены»
предметов, развивать
разных цветов
сенсорные
«Нарядим
солнышко»

10

способности детей.
3 неделя

«Спрячемся от
дождика»

4 неделя

«Волшебное поле»

Май
2 неделя

«Большой,
поменьше и
маленький»

3-4 недели

Диагностика

Воспитывать умение у детей Изготавливаются
группировать предметы по
геометрические фигуры и
цвету и по форме.
рисунки разноцветных
зонтиков, геометрические
фигуры разных цветов.
Развитие умения узнавать и Фланелеграф, три
называть цвета.
квадрата убывающей
величины. Круг с
изображением 4 основных
цветов, и стрелкой в
верху,
карточки основных цветов
Определить величину
Набор геометрических
предмета
фигур (круг, квадрат,
треугольник)
Выявить знания детей в
Диагностика
области сенсорных эталонов
цвета,
формы посредством
дидактического материала на
начало года.

2 год обучения ( с 3 до 4 лет)
месяц

Тема

Октябрь Диагностика
1- 2 неделя

3 неделя

Мамы и их
детѐныши»

4 неделя

«Загадочные
пуговки»

ноябрь
1 неделя

«Чудесный
мешочек»

2 неделя

«Укрась ѐлочку»

цель

Оборудование и
материалы

Выявить знания детей в
Игры и игрушки в
области сенсорных эталонов сенсорном уголке
цвета,
формы посредством
дидактического материала на
начало года.
определять размер предмета в Резиновые игрушки
сравнении с образцом и по
разных размеров (мамы и
представлению, упорядочивать детеныши)
предметы по размеру
Развитие умения узнавать и
Полотно разделенное на 4
называть цвета. Развитие
сектора разного цвета, 4
мелкой моторики пальцев рук пуговки,
соответствующие
определенному цвету
сектора
Формировать умение узнавать Мешочек с предметами
и называть предметы; развитие разной формы
речи
Способствовать освоению
геометрических фигур как
эталонов формы

Геометрические фигуры
разной формы

11

3 неделя

«Составь фигуру»

Уточнять
представления о Разрезные картинки
форме, цвете, размере,
развивать воображение,
мелкую моторику.

4 неделя

«Ленточки для
кукол»

Коробка с лентами
различной длины и цвета,
большие и маленькие
куклы

декабрь
1 неделя

«Разложи по
коробочкам»

Учить фиксировать внимание
на величине предметов и
формировать простейшие
приемы установления
тождества и различия цвета
Фиксировать внимание детей
на цветовые свойства
предметов.

2 неделя

«Нанизывание на
стержень колец,
убывающих по
величине».

Учить простым действиям с
предметами (снимать и
нанизывать кольца),
обогащать зрительно –
осязательный опыт

Коническая пирамидка
из пяти колец (5
круглых и 5 квадратных
бусин на каждого
ребенка)

3 неделя

«Забавные
прищепки»

4 неделя

Январь 2
неделя
3 неделя

4 неделя

февраль1
неделя
2 неделя

3 неделя

Разноцветные коробочки,
фигурки желтого и
зеленого цветов.

Учить детей правильно брать и Прозрачная емкость, по
открывать прищепку, находить краю которой наклеены
ее местоположение по цвету цветные полосы, набор
цветных прищепок.
Продолжать учить детей
Круглые предметы (
«У куклы Кати в
различать геометрическую
колесо, мяч ).Разрезные
гостях»
фигуру (круг), предметы
картинки с круглыми
круглой формы
предметами
2 коробочки, большая и
«Выбери пуговки» Воспитывать умение
группировать предметы по
маленькая, пуговицы
величине.
разные по величине
(большие и маленькие)
«Нанизывание бус Продолжать учить чередовать 5 круглых и 5 квадратных
предметы по форме,
бусин на каждого ребенка.
разной формы».
воспитывать желание делать
приятное для
других (кукол, собачек).
«Веселый грузовик» Формировать представление о Различные
форме, величине предметов.
геометрические цветные
фигуры ( круги, квадраты,
большие и маленькие
прямоугольники).
Продолжать ознакомление
Фланелеграф, три
«Башня»
способом соотнесения
квадрата убывающей
предметов по величине
величины.
(наложение приложение).
«Палочки цветные» Фиксировать внимание детей Палочки красного,
на цветовых свойствах
желтого, зеленого, синего
игрушек,
формировать простейшие
приемы установления
тождества и различия цвета
однородных предметов.
4 домика разных цветов, с
«Закрой окошки» Учить детей соотносить
предметы по форме и цвету
вырезанными в них
одновременно.
геометрическими
фигурами (окошечки).
12

4 неделя

«Матрешки»

Март
1 неделя

«Привяжем к
шарику ниточку»

Продолжать учить детей
сопоставлять предметы по
величине, учить совмещать
узор, ориентироваться на
слова большая, маленькая,
меньше, еще меньше, большая,
еще больше, открой, закрой,
поставь в ряд
Группирование предметов по
цвету.

4-х местная матрешка (3 –
раскрываются, 1 – нет).

Разноцветные кружочки
(овалы) , палочки таких
же цветов.

Продолжать побуждать
Можно использовать
ребенка к самостоятельной
упражнения с пробками
деятельности;
закручивают пробки от
формировать цветовое
пластиковых бутылок к их
представление,
горлышкам.
выработатьнавык
завинчивания крышек.
Развивать мелкую моторику
рук, сенсорику, связную речь.
Геометрические фигуры.
«Найди подходящую Продолжать учить находить
идентичные геометрические
заплатку»
фигуры(плоскостные и
объемные).
Наборное полотно,
«Подбери чашки к Продолжать учить детей
различать цвета и использовать блюдца и чашка разных
блюдцам»
названия цветов в
цветов.
речи.Развивать мелкую
моторику, внимание.
Продолжать учить детей
Прозрачная емкость, по
«Забавные
правильно брать и открывать краю которой наклеены
прищепки»
прищепку, находить
цветные полосы, набор
ееместоположение по цвету. цветных прищепок.
Продолжать учить детей
Разрезные картинки из 4-х
«Разрезные
собирать целое из частей.
частей.
картинки»

2-3 неделя «Светофор»,
«Мишка».

4 неделя

Апрель
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Грузовик
построим сами»

Формировать знания детей о картон или плотная
геометрических фигурах
бумага - основа для
(круг, квадрат), продолжать аппликации,
клейформировать представления карандаш,
заготовки
о цвете предметов (красный, деталей грузовика из
зеленый, желтый, черный); цветной
бумаги,
закреплять знания о
салфетки
бумажные,
строении грузовика (кузов, клеенка на стол.
кабина, колеса);
формировать умение
пользоваться клеем –
карандашом, наклеивать
детали, развивать
конструктивное мышление –
умение из частей собрать
целое; мелкую моторику
пальцев рук.
13

Май
2 неделя

3 неделя

4 неделя

формировать умение
дидактическое пособие
сравнивать предметы по
«Рыбалка» - море
длине (длинный - короткий), (имитация водоёма),
используя приём
разноцветные рыбки (по
приложения предметов друг количеству детей и
к другу (удочки); закреплять педагогу) и удочки с
умение группировать
магнитами (одна
предметы по признаку
длинная и короткие);
одинакового цвета (красный, большое и маленькое
жёлтый, синий, зелёный) и ведёрки для рыбок.
величины (большой –
маленький), используя
приём зрительного
соотнесения предметов в
ходе дидактического
упражнения «Поймай
рыбку»; активизировать
словарь: длинный, короткий,
красный, жёлтый, синий,
зелёный, разноцветные,
много, такой же, не такой.
ознакомить детей с крупой крупы, сито
«Волшебное
(пшено); формировать у
ситечко»
(просеивание круп детей умение действовать с
предметами, просеивать
через сито)
крупу через сито; развивать
мелкую моторику рук.
«Рыбалка»

Диагностика

Выявить знания детей в
области сенсорных эталонов
цвета,
формы посредством
дидактического материала на
конец года.

3 год обучения (с 4 до 5лет)
Месяц

Тема

Цель

Оборудование и
материалы

Октябрь
1 неделя

диагностика

Выявить уровень
математических
представлений.

2 неделя

«Путешествие в
осенний парк»

Закрепить умение выделять Силуэты деревьев,
отдельные предметы из
осенние листья
группы, видеть много и
один в окружающей
обстановке и описывать
наблюдения с помощью
соответствующих слов.
Закрепить умение
14

3 неделя

4 неделя

ноябрь
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сравнивать группы
предметов способом
приложения.
Закрепить умение
Игрушка
«Приключения
сравнивать группы
«медвежонок», игровое
Мишутки»
предметов способом
поле, фишки
приложения.
Совершенствовать умение
группировать предметы.
Совершенствовать умение
работать правой рукой слева
направо при раскладывании
Закреплять умение
сравнивать множества.
Упражнять в различении
цветов и оттенков
предметов.
Сравнение
Закреплять умение
Ленты, игрушки
предметов по длине сравнивать предметы по
и ширине,
длине и ширине,
количеству»
употреблять в речи слова
длиннее — короче, шире –
уже; выстраивая
соответствующие
сериационные ряды.
Закреплять умение
сравнения двух групп
предметов по количеству
этих предметов.
Развивать воображение
детей.
ознакомить с цифрами 1 и 2. Карточки с
«Знакомимся с
геометрическими
цифрами 1и 2» Закрепить знания о
геометрических фигурах.
фигурами и цифрами
«Собери из частей» Упражнять в складывании Карточки с
целого изображения из
геометрическими
нескольких частей, развитие фигурами, разрезные
сенсорного восприятия и
картинки
мелкой моторики рук
Развивать умение из
Палочки Кюизенера,
«Мастерская
палочек выкладывать
карточки с
форм»
геометрические формы
геометрическими
фигурами
Листы с заданиями
«Ориентировка в Закреплять умение
составлять и выделять
(ориентировка на листе
пространстве»
группы из одного или двух бумаги)
предметов; обозначать
количество предметов
соответствующей цифрой.
Закреплять знания о
15

декабрь
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь 2
неделя

пространственной
направленности: вверх,
вниз, вперед, назад.
Познакомить с понятиями:
«Временные
«вчера», «сегодня»,
понятия»
«завтра». Развивать
внимание, творческое
воображение.
Формировать умение детей
Цифра 3»
считать до трех; показать
образование числа 3; учить
обозначать число 3 цифрой.
«Счет в пределах Закреплять навыки счета в
пределах 3 и знание
трех »
соответствующих цифр.
Закреплять умение
сравнивать предметы по
длине, обозначая словами
результаты сравнения.
Нарисуй картинку Продолжать учить детей
схематически изображать
палочками»
различные предметы,
геометрические фигуры с
помощью палочек.
Развивать мыслительные
операции.
Учить детей считать до 4;
«Цифра 4»
обозначать число 4 цифрой

3 неделя

«Счет в пределах
4-х. Соотношение
количества
предметов с
цифрой»

4 неделя

«Время года.
Сезоны»

февраль1 «Пара»
неделя
2 неделя

«Интересные
слова «между»,
«за», «перед»»

Дидактические
карточки

Палочки Кюизенера,
карточки с цифрой 3
Палочки Кюизенера,
карточки с цифрами
0,1,2,3

Палочки Кюизенера,
схемы геометрических
фигур

Предметы по
количеству равному 4.
Карточки с цифрами 4

Упражнять детей в умении
считать до 4-х; отражать в
речи равенство и
неравенство групп
предметов. Закреплять
умение обозначать
количество предметов с
помощью цифр.
Учить детей отсчитывать
количество предметов в
пределах 4.
Познакомить детей с
понятием «сезоны»,
рассказать сколько их.
Уточнить понимание детей
значения слова «пара»

Предметы по
количеству равному 4.
Карточки с цифрами 4

Продолжать формировать
умение ориентироваться в
пространстве, закреплять
умение строиться друг за
другом, называя себя по

Дидактический
материал по теме
ориентировка в
пространстве

Дидактический
материал по теме
«Времена года»
Парные карточки

16

порядку. Уметь называть
своё местоположение
относительно других.
3 неделя «Знакомство с
Формировать умение у
Карточки с цифрой 5,
детей считать до 5;
палочки Кюизенера,
цифрой 5»
познакомить с образованием карточки ч цифрами от
числа 5; учить обозначать 0 до 5.
число 5 соответствующей
цифрой.
4 неделя Игры с
Познакомить детей с
Камешки Марблс,
камнями Марблс,
схемы узоров.
камешками»
формировать умение
составлять узор из них.
Закреплять знание цвета,
формы, размера. Развивать
творческое воображение.
Март
Упражнять детей в счете до Карточки с цифрой 5,
«Счет до пяти.
1 неделя Соотношение
пяти; учить правильно
предметы равные по
называть
числительные,
количеству 5.
количества
обозначать количество
предметов с
предметов цифрой.
цифрой»
2-3 неделя В гостях у лесных Продолжать учить детей
Палочки Кюизенера,
схематически изображать схематическое
жителей»
различные предметы,
изображение лесных
геометрические фигуры с
животных
помощью палочек.
4 неделя «Сравнение по
Формировать умение
Предметы,
различающиеся по
толщине, высоте» сравнивать предметы по
толщине, высоте,
вышине, толщине
употреблять в речи слова
толще — тоньше, выше –
ниже, выстраивая
соответствующие
сериационные ряды.
Апрель
Геометрические
«На что похоже?» Упражнять в умении
1 неделя
различать геометрические фигуры, узоры
фигуры в знакомых
геометрических фигур,
предметах.
предметы, в которых
Учить детей составлять
возможно различить
узоры из геометрических
геометрические фигуры
фигур по образцу.
2 неделя «Знакомство с
Учить детей считать в
Карточки с цифрой 6,
пределах 6; познакомить с цифрами от 0 до 6
цифрой 6»
образованием числа 6.
Учить выделять в силуэтах
предметов знакомые
геометрические фигуры и
определять их количество
3 неделя « Счет в пределах Закрепить умение считать в Карточки с цифрой 6,
пределах 6; познакомить с цифрами от 0 до 6,
6. Знакомство с
карточки с
прямоугольником» цифрой 6.
17

4 неделя

«Разрезанные
картинки»

Май
2 неделя

«Образование
числа 7»

3 неделя

«Цифра 7»

4 неделя

Диагностика

Познакомить более
углубленно с
геометрической фигурой
«прямоугольником»
Закреплять умение
составлять предмет или
несложный сюжет по
образцу.
Познакомить детей с
образованием числа 7.
Закрепить представления
детей о прямоугольнике.
Закрепить умение считать в
пределах 7; познакомить с
цифрой 7.
Выявить уровень
математических
представлений на конец
года

изображением
прямоугольника
Разрезные картинки

Карточки с цифрами от
0 до 7
Карточки с цифрами от
0 до 7, палочки
Кюизенера

4 год обучения (с 5 до 6 лет)
месяц

Тема

цель

Октябрь
1 неделя

Диагностика

2 неделя

«Мы считаем до
7»
«Дни недели»

Выявить уровень
математических
представлений.
Вспомнить цифры и счет до
7
Развивать
наблюдательность, умение
ориентироваться в
пространстве.
Познакомить детей с днями
недели, их порядком и
названием каждого дня.
Объяснить, почему именно
так.
Познакомить с
образованием числа 8.
Учить обозначать число 8
соответствующей цифрой.
Закреплять знания о
геометрических фигурах.
Развивать
наблюдательность; учить
видеть различия в похожих
предметах.
Учить детей вырезать по
контуру геометрические

3 неделя

4 неделя

«Образование
числа 8.
Цифра 8»

ноябрь
1 неделя

Волшебные
превращения
геометрических
фигур
(сгибание,
разрезание,
вырезание)»

Оборудование и
материалы

Карточки с цифрами от
0 до 7
Карточки с днями
недели

Карточки с цифрами от
0 до 8
Карточки с
геометрическими
фигурами, бумага,
ножницы

18

2 неделя

3 неделя

4 неделя

декабрь
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь 2
неделя

фигуры, из квадрата делать
круг, а из прямоугольника
делать овал, из треугольника
делать многоугольник;
учить сгибать фигуры,
ровняя стороны; учить
сгибать пополам
Упражнять детей в счете до Карточки с цифрами от
«Счет до 8.
8; учить обозначать число 0 до 8, каточка с
Знакомство с
соответствующей цифрой. геометрической
овалом»
Познакомить детей с
фигурой «овал»
овалом, формировать
умение находить предметы
овальной формы в
окружающей обстановке.
Познакомить с понятием
Карточки с
« Знакомство с
сутки
изображением времени
понятием
суток
«сутки»»
Формировать
умение
Палочки Кюизенера,
«Слева, справа»
понимать и использовать в предметные игрушки
речи слова «слева»,
«справа», «посередине»,
формировать представление
о положении предмета
справа и слева от себя.
Листы бумаги с точками
«Рисование фигур Развивать графические
навыки детей, закреплять
по точкам»
представление о
геометрических фигурах.
Формировать умение
ориентироваться на листе
бумаги.
Учить детей считать в
Карточки с цифрами от
«Образование
пределах 9. Показать
0 до 9, палочки
числа 9.
образование числа 9,
Кюизенера
Цифра 9»
познакомить с
соответствующей цифрой.
Продолжать упражнять
детей в видоизменении
геометрических фигур.
Закрепить умение считать до Карточки с цифрами от
«Закрепление
умения считать до 9; учить правильно называть 0 до 9
числительные.
9»
Учить детей считать в
пределах 10. Обозначать
число соответствующей
цифрой.
«Близко – далеко. Продолжать развивать
умение ориентироваться в
пространстве, умение
называть расположение
«Число 10»

Карточки с цифрами от
0 до 9, палочки
Кюизенера
Предметные игрушки

19

предмета относительно
других предметов.
Карточки с цифрами от 0
Объяснить, что такое
«порядок числа», расставить до 9
числа по порядку,
познакомить с порядковыми
числами.
Карточки с цифрами от 0
4 неделя
Закреплять навыки
Закрепление
до 7
количественного и
навыков
количественного и порядкового счета в
порядкового счета пределах 10.
в пределах10»
февраль1 «Позовем белку в Закреплять умение считать Карточки с цифрами от
неделя
до 10; обозначать
0 до 7, палочки
гости»
результаты счета цифрами. Кюизенера
3 неделя

Что такое
«порядок»?»

2 неделя

Цифры
заблудились»

3 неделя

«Лесенка»

4 неделя

«Приключения
Зайки»

Март
1 неделя

«Знакомство с
понятием
«симметрия»»

2-3 неделя «Закрепление

знаний о
симметричных
фигурах»

4 неделя

Какие бывают
линейки»

Учить детей изображать
Карточки с цифрами от
план комнаты, заменяя
0 до 9, лист бумаги,
конкретные предметы
карандаш
схематическими
изображениями.
Учить выстраивать
последовательный числовой
ряд, развивать внимание и
память.
Развивать графические
Листы бумаги,
навыки детей, умение
карандаши
ориентироваться на листе
бумаги, находить «верх, низ,
лево, право» на листе
бумаги, выполнять
графические задания.
Упражнять в умении
План помещения,
ориентироваться на плане предметные игрушки
помещения
Познакомить детей с
понятием симметрия

Узоры с симметричным
рисунком

Закрепить знания о
геометрических фигурах.
Закреплять знания о
симметричных фигурах.
Совершенствовать умение
создавать изображения из
геометрических фигур.
Познакомить детей с
линейкой, рассказать о её
значении

Схемы узоров,
геометрические фигуры

Несколько видов линеек

20

Формировать умение
проводить прямые линии и
рисовать по линейке.
Развивать умение рисовать
фигуры, используя линейку.
Формировать умение видеть
пропущенное число в
числовом ряду, развивать
сообразительность.
Знакомить детей с
объёмными фигурами

Апрель
1 неделя

«Рисуем по
линейке»

2 неделя

«Найди не
достающую»

3 неделя

«Знакомство с
фигурами – шар,
куб, конус,
цилиндр»
«Математическое Закреплять умение
соотносить число и
домино
количество предметов.
Развивать
внимание, воображение,
наблюдательность.
Развивать логику,
Задачи на
находчивость,
смекалку»
внимательность.

4 неделя

Май
2 неделя
3 неделя

«В городе
геометрических
фигур»

4 неделя

Диагностика

Закреплять знания о
геометрических фигурах.
Закреплять умение
закрашивать замкнутые
области.
Выявление уровня
математических знаний на
конец года

Линейки, карандаши,
бумага

Карточки с цифрами от
0 до 9
Фигуры: шар, куб,
конус, цилиндр
Математическое домино

Карточки с логическими
заданиями
Геометрические фигуры

5 год обучения (с 6 до 7 лет)
Месяц

Тема

цель

Октябрь
1 неделя

Диагностика

Выявить уровень
математических
представлений.

2 неделя

«Когда это
бывает?»

3 неделя

Оборудование и
материалы

Закреплять знания детей о д/и «Когда это бывает»
времени суток, порядке его
наступления; днями недели,
их порядком и названием
каждого дня.
.«Путешествие по Закреплять понятия вверху, План помещения,
внизу, слева, справа, над,
предметные игрушки
комнате»
поди т.д. Развивать логику,
находчивость,
внимательность

21

4 неделя

«Магазин
игрушек»

ноябрь
1 неделя

«Гуси-лебеди»

2 неделя

«Расставь числа
по порядку

3 неделя

Количество и
счет.
Соседи числа

4 неделя

Геометрические
фигуры.
Волшебные
фигуры

декабрь
1 неделя

Геометрические
фигуры.
На что похоже?

Упражнять в
Карточки с цифрами от
количественном и
0 до 9
порядковом счете.
Совершенствовать умение
ориентироваться на плане
помещения. Проверить
умение детей считать до 10.
Совершенствовать умение План помещения,
ориентироваться на плане предметные игрушки
помещения.
Проверить умение детей
считать до 10.
Совершенствовать умение
сравнивать до пяти
предметов.
Закреплять счет в пределах Раздаточный
10
материал:
Расширять представления о цифры. Кубики
Цифре Развивать умение 0 крупные.
расставлять числа по
порядку.
Закреплять счет в пределах Кубики и
10
счетные
Закреплять знания о соседях палочки.
числа. Систематизировать
понятия «предыдущее,
последующее».
Закреплять представления о Геометрически е
геометрических фигурах и фигуры.
их
свойствах, развивать умение
классифицировать
геометрические фигуры по
определённым признакам
Закреплять представления о Кубики, геометрические
геометрических фигурах и фигуры
их
свойствах, развивать умение
классифицировать
геометрические фигуры по
определённым признакам.
Беседа
о предметах, нас
окружающих.
Провести аналогию, и
сравнить:
на какие геометрические
фигуры
похожи. Повторить названия
геометрических фигур
22

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь 2
неделя

Развивать умение
Кубики.
сравнивать длину, массу
Палочки Кюизенера.
(вес), размер предметов.
Закреплять знания
сравнивать длину полосок
бумаги.
Закреплять счет в пределах Цифры,
Количество и
10, упражнять в решение
счетные
счет»
простых
задач
на
сложение
палочки и
«Счёты»
и вычитание, закреплять
счеты
понимание отношений
между числами . Дать
представления о счётах,
рассмотреть их, объяснить
их назначение. Расширять
представления о
калькуляторе, объяснить его
значение.
Развивать ориентирование Листы А4,
«Ориентировка
на плоскости (листе бумаги), карандаш,
во времени,
линейки,
пространстве, на в пространстве, на
пространстве, чувство
счетные
пространстве,
палочки.
чувство времени времени.
Закреплять
умение
Палочки
плоскости»
ориентироваться в
закреплять умение
«Близко –
пространстве,
строиться друг
далеко. Ох,
Кюизенера.
ориентироваться закреплять умение
строиться друг Кюизенера.
за другом,
называя себя по ориентироваться за другом,
называя себя по порядку.
как нелегко»
Уметь называть своё
Интересные
местоположение
слова «между»,
относительно других.
«за», «после»,
«перед».
Развивать ориентирование Листы А4,
Ориентировка
на
карандаш,
во времени,
пространстве, на плоскости (листе бумаги), в линейки,
пространстве, на
счетные
пространстве,
пространстве,
чувство
палочки.
чувство времени
времени
Палочки
плоскости»
Кюизенера.
«Левая и правая .
Закрепление знаний о левой
правой стороне
и «Левая и правая правой
человека.
стороне человека.
рука»
Развивать ориентирование
относительно себя,
относительно правой и
левой руки
Познакомить детей с
ориентированием на листе.
Дать представление о левом
и правом углах, нижних и
Определение
величины»

23

верхних углах, левой и
правой стороне листа
3 неделя

Количество и
счет»
«По порядку
рассчитайся!»

4 неделя

Количество и
счет»
«Весёлые
домики»

Февраль
1 неделя

Решение
логических
задач»
«Деление
целого на
части»
Решение
логических
задач»
«Задачи на
смекалку»

2 неделя

3 неделя

Количество и
счет»
«Королевство
цифр»
«Пишем цифры:
0,1,2,3»

Закреплять счет в пределах Раздаточный
10, упражнять в решение
материал:
простых задач на сложение счетные
и вычитание, закреплять
палочки,
понимание отношений
цифры до 10
между числами
Кубики
Закреплять умения детей
крупные.
рассчитываться по порядку.
Закреплять счет в пределах Кубики и
10
счетные
Формировать знания о
палочки.
составе чисел в пределах 10
Упражнять в решение
простых задач на
сложение и вычитание,
закреплять понимание
отношений между числами.
Развивать у детей приёмы Листы А4,
мыслительной активности карандаш,
(анализ, сравнение,
линейка.
классификация, обобщение). Палочки
Кюизенера.
Развивать у детей приёмы Кубики
мыслительной активности
(анализ, сравнение,
классификация, обобщение).
Развивать логику,
находчивость,
внимательность, закреплять
умение выполнять
арифметические действия.
Закреплять счет в пределах Раздаточный
10
материал:
Развивать мелкую моторику цифры до 10
рук.
Кубики
Совершенствовать умение крупные.
детей
писать элементы цифр и
цифры, закреплять состав
чисел и порядок нахождения
в линейке цифр. Упражнять
в решение простых задач на
сложение и вычитание,
закреплять понимание
отношений между числами,
развивать внимание,
память, логические формы
24

мышления.

4 неделя

Количество и
счет»
«Пишем цифры:
4,5,6»

Март
1 неделя

Геометрические
фигуры»
«Кошкин дом»

2 неделя

Геометрические
фигуры»
«Волшебные
превращения
геометрических
фигур»
«Сделай сам
зверюшек»
(сгибание,
разрезание,
вырезание).

Закреплять счет в пределах Кубики и
10 .Совершенствовать
счетные
умение детей писать цифры, палочки.
закреплять состав
чисел и порядок нахождения
в линейке цифр. Упражнять
в решение простых задач на
сложение и вычитание,
закреплять понимание
отношений между числами,
развивать внимание, память,
логические формы
мышления.
Закреплять представления о Геометрические
геометрических фигурах и фигуры,
их свойствах, развивать
Палочки
умение классифицировать Кюизенера.
геометрические фигуры по
определённым признакам,
зрительно-пространственное
восприятие, логическое
мышление.
Закреплять знания о
фигурах (трапеции, ромбе),
дать понятие
«многоугольник», привести
примеры многоугольников.
Закреплять умение
составлять аппликацию из
геометрических фигур,
предварительно их,
вырезав; закреплять знания
о геометрических фигурах,
развивать умение составлять
композицию, правильно
расположив её на листе.
Закреплять представления о Кубики.
геометрических фигурах и Листы А4,
их свойствах, развивать
карандаш,
умение классифицировать линейки,
геометрические фигуры по счетные
определённым признакам. палочки.
Закрепить фигуры
Палочки
(трапеция, ромб), понятие Кюизенера.
«многоугольник»,
привести примеры
многоугольников.
Упражнять детей вырезать
25

3 неделя

4 неделя

Апрель
1 неделя

по контуру геометрические
фигуры, из квадрата делать
круг, а из прямоугольника
делать овал, из треугольника
делать многоугольник;
учить сгибать фигуры,
ровняя стороны; учить
сгибать пополам.
Знакомство с техникой
оригами. Развивать
зрительнопространственное
восприятие,
логическое мышление.
Закреплять счет в пределах Раздаточный
Количество и
10. Развивать мелкую
материал:
счет»
цифры до 10
«Пишем цифры: моторику рук.
Совершенствовать умение Кубики
7,8,9»
детей писать цифры,
крупные.
закреплять состав
чисел. Упражнять в решение
простых задач на сложение
и вычитание, закреплять
понимание отношений
между числами, развивать
внимание, память,
логические формы
мышления.
Закреплять счет в пределах Кубики и
Количество и
10. Совершенствовать
счетные
счет»
умение детей писать цифры. палочки.
«Весёлые
Закреплять состав чисел в
домики»
пределах 10 Упражнять в
решение простых задач на
сложение и вычитание.
Закреплять понимание
отношений между числами,
развивать внимание, память,
логические формы
мышления.
Развивать умение
Листы А4,
Определение
сравнивать длину, массу
карандаш,
величины»
линейка, часы,
«Измерительные (вес), размер предметов.
Закреплять знания
весы, Палочки
приборы:
детей о линейке, рассказать Кюизенера.
линейка, весы,
о её значении. Учить
часы»
проводить прямые линии и
«Линейки»
рисовать по линейке.
Развивать умение
рисовать фигуры, используя
линейку.
Закреплять умение
26

сравнивать полученные
результаты, делать
выводы и умозаключения.
2 неделя

3 неделя

4 неделя

Май
2 неделя

3 неделя

4 неделя

Развивать умение
Весы. Кубики
сравнивать длину, массу
(вес), размер предметов.
Расширять представления
детей о весах, рассказать,
какие бывают весы и
их значение. Уточнить
понятие «вес»
Закреплять умение
сравнивать полученные
результаты, делать
выводы и умозаключения.
Закреплять счет в пределах Листы А4,
Количество и
10
карандаш,
счет»
«Весёлые птички» Систематизировать понятия: линейка.
больше, меньше знаки <, >. Палочки Кюизенера.
, Упражнять в решение
простых задач на сложение
и вычитание, закреплять
понимание отношений
между числами, развивать
внимание, память,
логические формы
мышления.
Закреплять счет в пределах Листы А4,
Количество и
10
карандаш,
счет»
Систематизировать понятия: линейка.
«Весёлые
больше, меньше, знаки <, >. Палочки
птички»
Упражнять в решение
Кюизенера.Ку
простых задач на сложение бики и счетные
и вычитание, закреплять
палочки.
понимание отношений
между числами, развивать
внимание, память,
логические формы
мышления.
Развлечение «Клуб Создать условия для
знатоков»
развития логического
мышления,
сообразительности,
внимания.
Систематизировать и
Итоговое
обобщить знания,
«Волшебная
полученные за год
страна математика»
Выявить уровень
Диагностика
математических
представлений на конец года
Определение
величины»
«Весы. Их
использование»

27

III Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение Программы
Игры и пособия для игровой деятельности для детей 2 -4 лет:
1. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) — по количеству детей в подгруппе.
2. «Фонарики» — по количеству детей в подгруппе.
3. «Чудо-крестики 1» — по количеству детей в подгруппе.
4. «Лепестки» — можно по количеству детей, можно 1 шт.
5. «Логоформочки 3» — по количеству детей в подгруппе.
6. «Черепашки „Пирамидка"» — по количеству детей в подгруппе.
7. «Чудо-соты 1» — по количеству детей в подгруппе.
8. «Чудо-цветик» — по количеству детей в подгруппе.
9. «Геоконт Малыш» — по количеству детей в подгруппе.
10. «Математические корзинки 5» — по количеству детей в подгруппе.
11. «Шнур-Затейник» — по количеству детей в подгруппе.
12. «Прозрачный квадрат» — по количеству детей в подгруппе.
13. «Кораблик „Плюх-Плюх"» — по количеству детей в подгруппе.
Игры и пособия для игровой деятельности детей 4-5 лет:
1. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) — по количеству детей.
2. «Фонарики» — по количеству детей.
3. «Лепестки» — по количеству детей или 1 шт.
4. «Логоформочки 3» — по количеству детей.
5. «Геоконт Малыш» — по количеству детей.
6. «Прозрачный квадрат» — по количеству детей.
7. «Кораблик Плюх-Плюх» — по количеству детей.
8. «Чудо-соты 1» —по количеству детей.
9. «Чудо-цветик» — по количеству детей.
10. «Шнур-затейник» — по количеству детей.
Игры и пособия для игровой деятельности детей 5-6 лет:
1.

Геометрические фигуры и тела;

2.

Палочки Х. Кюизинера;

3.

Наборы разрезных картинок;

4.

Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;

5.

Полоски, ленты разной длины и ширины;

6.

Цифры от 1 до 9;

7.

Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;
28

8.

Чудесный мешочек;

9.

Кубики Никитина;

10.

Блоки Дьенеша;

11.

Пластмассовый и деревянный строительный материал;

12.

Геометрическая мозаика;

13.

Счётные палочки;

14.

Знаки – символы;

15.

Игры на составление плоскостных изображений предметов;

16.

Обучающие настольно-печатные игры по математике;

17.

Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

18.

Геометрические мозаики и головоломки;

19.

Занимательные книги по математике;

20.

Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;

21.

Линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;

22.

Счетный материал;

23.

Наборы цифр;

Игры и пособия для игровой деятельности детей 6-7 лет:
1.

Наглядные пособия;

2.

Геометрические фигуры;

3.

Раздаточный материал для счёта;

4.

Тематические презентации;

5.

Интерактивные игры по математике;

6.

Интернет – ресурсы;

7.

Белякова О.В. «100 лучших игр для подготовки к школе» - М., 2007;

8.

Гаврина С.П. «Веселая математика» - М., 2001;

9.

Ефанова З.А. «Развиваем мышление» - Волгоград, 2009;

10.

Петерсон Л.Г., Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе» математика для детей

5-6 лет. – Школа 2000;
11.

Узорина О.В., Нефедова Е.А. «1000 упражнений для подготовки к школе». – М.,

2008.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Помещение: светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы
и стулья в соответствии с ростом детей. Учебная комната оформлена в соответствии с
эстетическими нормами.
29

Игры

и

канцелярские

принадлежности

находятся

в

доступных

для

детей

индивидуальных шкафах.
Подсобное

помещение:

шкаф

для

хранения

материалов

для

организации

математической деятельности.
Технические средства: компьютер (ноутбук) и мультимедийное оборудование,
интерактивная доска.
Список литературы:
1.

Борисенко М. Г. Большая книга математических упражнений для дошкольников. -

М.: Эксмо, 2016.
2.

Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных

способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003. – 312 с.
3.

Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.

4.

Истомина Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего

дошкольного возраста. - М.: Ассоциация XXI век, 2015.
5.

Логика. Программа

развития основ логического мышления у старших

дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
6.

Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.:

Стрекоза, 2012.
7.

Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З.

М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
8.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.:

Просвещение, 2010. – 187с.
9.

Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб:

Детство-Пресс, 2002.
10.

Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. –

СПб: Акцидент, 1997.
11.

Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. –

12.

Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В.,

123 с.
Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004
13.

Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.

14.

ХарькоТ. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников

«Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраст). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 208 с
30

15.

Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология

интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007
Изменения и дополнения в Программу
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».