Положение ВСОКО МБДОУ №7

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МБДОУ № 7 г. Калуги
протокол № 2 от 17.12.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБДОУ № 7 г. Калуги
№ 274/01-10 от 20.12.2021 г.

Положение
о внутренней системе оценки качества образования
(ВСОКО)
МБДОУ № 7 г. Калуги

Калуга, 2021 г.

1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее –
Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества
образования в МБДОУ № 7 г. Калуги (далее ДОУ), ее организационную и
функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной
оценки качества образования), а также общественное участие в оценке качества
образования.
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении
мониторинга системы образования»;

Приказа Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка
проведении самообследования в образовательной организации»;

Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении
показателей
деятельности
образовательной
организации,
подлежащей
самообследованию»;

Приказа Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей,
характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности
организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

Приказа Министерства образования и науки Калужской области от 22.05.2020 г. №
598 «О региональной системе оценки качества образования Калужской области»;

Устава ДОУ.
1.3. Внутренняя система оценки качества образования ДОУ (далее – ВСОКО)
предназначена для управления качеством образования в ДОУ, обеспечения участников
образовательных отношений достоверной информацией о качестве образования,
предоставляемого ДОУ, и о его тенденциях развития. В рамках ВСОКО осуществляется
оценка качества образования, выполняемая самостоятельно ДОУ с помощью процедур
мониторинга и контроля.
1.4. Под внутренней системой оценки качества дошкольного образования понимается
деятельность по информационному обеспечению управления образовательной
организацией, основанном на систематическом анализе качества осуществления
образовательной деятельности в ДОУ, его ресурсного обеспечения и результатов.
1.5. Под ВСОКО понимается проведение комплекса процедур (контроль, наблюдение,
обследование, изучение, анализ), направленных на установление уровня соответствия или
несоответствия требованиям действующего законодательства РФ в части обеспечения
качества образования.
1.6. В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая
степень его соответствия требованиям действующего законодательства РФ в части
обеспечения государственных гарантий на основе единства обязательных требований к
условиям реализации образовательных программ дошкольного образования.
Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в ДОО; реализация мер по обеспечению
безопасности воспитанников в ходе организации образовательного процесса.
Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень
соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения
зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.
Внутренняя система оценки качества образования – целостная система
диагностических и оценочных процедур, реализуемых в ДОУ.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.

Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание
процессов, определяющих количественно–качественные изменения качества образования,
результатом которого является установление степени соответствия измеряемых
образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной,
зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям
участников образовательного процесса.
Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня
образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание
которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
- анализ результатов внутреннего контроля образовательной деятельности;
- педагогический мониторинг;
- психолого-педагогическая диагностика;
- социологическое анкетирование (участников образовательных отношений);
- аналитические отчеты педагогов ДОУ (об итогах реализации ООП ДО, АООП ДО
созданных условиях для качественной реализации ООП ДО, АООП ДО);
- наблюдение организованной образовательной деятельности, мероприятий, организуемых
педагогами ДОУ.
1.8. Основными пользователями результатов ВСОКО ДОУ являются: педагоги, родители
(законные представители) обучающихся.
1.9. ДОУ обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и
внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее
использование полученных результатов.
1.10. Настоящее положение действует до принятия нового. Все дополнения и изменения к
нему рассматриваются и принимаются Педагогическим советом, утверждаются приказом
руководителя ДОУ.
2. Основные цели, задачи, принципы внутренней оценки качества
образования в ДОУ
2.1. Целями ВСОКО ДОУ являются:
- получение объективной информации о состоянии качества образования в ДОУ,
тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- формирование информационной основы принятия управленческих решений.
2.2. Основными задачами ВСОКО ДОУ являются:
- обеспечить надежность и технологичность процедур оценки качества образования;
- определить качество образовательных программ с учетом ФГОС ДО и запросов
основных потребителей образовательных услуг;
- определить соответствие фактических образовательных условий ДОУ к условиям
реализации образовательной программы ДОУ;
- определить степень соответствия результатов освоения образовательных программ
федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования;
- оценить состояние и эффективность деятельности ДОУ;
- повысить квалификацию педагогов ДОУ в области оценки качества образования,
анализа и использования результатов оценочных процедур;
- обеспечить открытость и доступность проводимых процедур по оценке качества
образования;
- обеспечить руководителя ДОУ аналитической информацией, необходимой для принятия
управленческих решений и определения тенденций развития ДОУ.
2.3. В основу ВСОКО ДОУ положены следующие принципы:

- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и
личностной значимости;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- сопоставимости системы показателей с региональными и федеральными аналогами;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и
взаимозависимостей;
- рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ
и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
- минимизации и сопоставимости системы показателей, единства подходов в вопросах
реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого
инструментария) с муниципальными, региональными аналогами;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в ДОУ.
3. Организация и технология внутренней оценки качества образования
3.1. Объектом оценки внутренней системы качества образования является
соблюдение обязательных требований действующего законодательства РФ в части
дошкольного образования (п. 1.1. ФГОС ДО).
3.2. Предметом ВСОКО в ДОУ является деятельность, основанная на систематическом
анализе:
 качества содержания и организации образовательной деятельности;
 качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность;
 качества результатов образовательной деятельности.
3.3. Система оценки качества условий реализации ООП ДО, АООП ДО ДОУ включает
в себя:
3.3.1. Требования к развивающей предметно-пространственной среде: соответствие
компонентов предметно-пространственной среды реализуемой ООП ДО, АООП ДО
возрастным возможностям воспитанников, требованиям ФГОС ДО.
3.3.2. Требования к материально-техническим условиям:
- оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием,
средствами обучения и мебелью в соответствии с требованиями СанПиН, их соответствие
требованиям пожарной безопасности;
- учебно-методические условия (в том числе библиотечно-информационное обеспечение
образовательного процесса);
- наличие условий в ДОУ для детей с ОВЗ.
3.3.3. Требования к кадровым условиям:
-укомплектованность ДОУ педагогическими кадрами в соответствии со штатным
расписанием ДОУ, квалификационными требованиями к занимаемой должности, уровню
образования и уровню квалификации.
3.3.4. Требования к психолого-педагогическим условиям:
- наличие условий в ДОУ для осуществления медицинского сопровождения
воспитанников в целях охраны и укрепления их здоровья;
- наличие условий для успешной социализации детей с ОВЗ;

- наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам воспитания и
обучения воспитанников, инклюзивного образования;
- наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ООП ДО,
АООП ДО;
- оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности в ДОО (результативность
реализации специфических мероприятий, направленных на обеспечение физического
развития детей: программы, технологии).
3.3.5. Требования к финансовым условиям: финансовое обеспечение реализации ООП ДО,
АООП ДО исходя из стоимости услуг на основе муниципального задания.
3.4. Система оценки качества образовательной деятельности в ДОУ.
Содержание процедуры оценки системы качества организации образовательной
деятельности включает в себя оценку:
- самоанализ/экспертную оценку ООП ДО, АООП ДО (учебного плана, календарного
учебного графика, рабочих программ, рабочей программы воспитания) и направлена на
обеспечение её соответствия требованиям ФГОС ДО;
- качества осуществления педагогами образовательной деятельности в процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
изобразительной,
физической,
конструктивной, музыкальной, чтение художественной литературы) и входе режимных
моментов;
- качества организации педагогами самостоятельной деятельности детей;
- качества построения сотрудничества с семьями воспитанников и социальными
партнерами.
3.5. Система оценки качества результатов образовательной деятельности в ДОУ.
Содержание процедуры оценки системы качества результатов освоения ООП ДО, АООП
ДО включает в себя оценку:
- освоения детьми образовательной программы;
- динамики индивидуального развития детей при освоении ООП ДО;
- динамики показателей здоровья детей;
- динамики уровня адаптации детей к условиям ДОУ;
- уровня развития способностей и склонностей, интересов детей (их образовательных
достижений);
- уровня формирования у старших дошкольников предпосылок к учебной деятельности;
- уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования
в ДОУ.
3.6. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов:
1. Нормативно-установочный этап:
 изучение нормативных правовых документов, регламентирующих ВСОКО;
 подготовка приказа о проведении ВСОКО в ДОУ;
 определение направлений, основных показателей, критериев, инструментария
ВСОКО;
 определение организационной структуры, ответственных лиц, которые будут
осуществлять оценку качества образования.
2. Информационно-диагностический этап:
 сбор информации с помощью подобранных методик.
3. Аналитический этап:
 анализ полученных результатов;
 сопоставление результатов с
нормативными показателями, установление
причин отклонения, оценка рисков.
4. Итогово-прогностический этап:
 предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива,
родительской общественности;

 разработка дальнейшей стратегии работы ДОУ.
3.7. Источниками данных для оценки качества образования являются:
 контроль;
 мониторинг;
 самообследование,
 экспертные оценивания;
 анкетирование;
 социологический опрос;
 статистическая отчетность
и другие диагностические материалы.
3.8. Механизмы ВСОКО включают:
- регулярный сбор существенной, разносторонней и комплексной информации о качестве
дошкольного образования в ДОУ;
- обработку, систематизацию данных ВСОКО и их хранение;
- качественный и количественный анализ данных, оценку качества дошкольного
образования в ДОУ по объектам ВСОКО в разрезе областей и показателей качества;
- предоставление обратной связи о результатах ВСОКО с целью совершенствования
образовательной деятельности ДОУ;
- предоставление рекомендаций всем объектам мониторинга по итогам ВСОКО;
- информирование заинтересованных лиц по результатам мониторинга качества
дошкольного образования в ДОУ.
3.9. Сбор информации о качестве образования в ДОУ входе ВСОКО включает:
- самооценку/самоанализ педагога;
- оценку качества образовательной среды групп ДОУ (экспертной группой);
- оценку ДОУ (экспертной группой);
- независимую оценку качества дошкольного образования (родителями).
Сбор информации в рамках ВСОКО осуществляется через:
- анализ документации;
- анкетирование, соцопросы;
- самооценку;
- наблюдение экспертной группой ДОУ;
- родительскую оценку.
3.10. Инструментарий ВСОКО:
- анкеты для сбора информации: «Вид ДОУ», «Анкета для педагога», «Анкета
родителей/законных представителей воспитанника»;
- оценочные листы для оценки качества дошкольного образования в ДОУ: форма «Лист
самооценки/экспертной оценки педагога», форма «Внутренняя оценка качества
нормативно-правовой базы ДОО», форма «Внутренняя оценка качества образовательных
программ ДОУ»
- отчетные формы ВСОКО: форма «Отчет о результатах независимой оценки качества
дошкольного образования в МБДОУ № 7 г. Калуги» (по результатам опроса
родителей/законных представителей воспитанников), форма «Отчет о качестве
дошкольного образования по результатам внутренней системы оценки качества
образования в МБДОУ № 7 г. Калуги».
3.11. Показатели и критерии оценки по всем направлениям внутренней оценки качества
образования, технология проведения оценки качества образования определяются
«Программой внутренней системы оценки качества образования ДОУ».
3.12. Фиксация результатов контроля производится в картах анализа оценки качества и
представлены в Приложениях к «Программе внутренней системы оценки качества
образования ДОУ».
3.13. Периодичность проведения, направления (объект), методы, исполнители,
ответственные ВСОКО в ДОУ определяются годовой циклограммой ВСОКО.

3.14. Аналитический отчет по итогам проведения внутренней оценки качества образования
оформляется в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражается в справочноаналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные,
реально выполнимые рекомендации.
3.15. Результаты оценки качества образования рассматриваются на итоговом
Педагогическом совете в конце учебного года.
3.16. Локальные акты, на основании которых в течение учебного года функционирует
система внутренней оценки качества образования, утверждаются приказом руководителя.
4. Организационная структура и функциональная
характеристика внутренней оценки качества образования в ДОУ
4.1. Организационная структура ДОУ, которая занимается внутренней оценкой качества
образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию
ДОУ, педагогический совет, экспертную группу по сбору, обработке полученной
информации в ДОУ, общее собрание работников, Совет родителей.
4.2. Администрация ДОУ:
 формирует блок локальных актов, которые регулируют функционирование ВСОКО в
ДОУ, утверждает их приказом заведующего ДОУ и контролирует их исполнение;
 обеспечивает в соответствие с ООП ДО ДОУ проведение мониторинговых,
социологических и статистических процедур по вопросам качества образования;

разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы ВСОКО ДОУ, участвует в этих мероприятиях;
 организует сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии
качества образования на уровне ДОУ;
 анализирует результаты оценки качества образования на уровне ДОУ;
 организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО;
 обеспечивает условия для подготовки педагогов ДОУ и общественных экспертов к
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
 обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные
уровни оценки качества образования;
 формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества
образования (анализ работы ДОУ за учебный год, самообследование деятельности ДОУ);
 принимает управленческие решения по повышению качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе оценки, реализации ВСОКО.
4.3. Педагогический совет ДОУ:
 принимает участие в формировании информационных запросов основных
пользователей ВСОКО ДОУ;
 принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
 принимает участие в оценке качества и результативности труда работников ДОУ;
 содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;
 принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования в ДОУ;
 заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ДОУ по вопросам
образования и воспитания воспитанников и другие вопросы образовательной
деятельности ДОУ.

4.4. Экспертная группа ДОУ (руководитель – старший воспитатель, избираемые по
рекомендациям коллегиального органа педагоги с высшей квалификационной категорией,
представитель Совета родителей):
 разрабатывает методики оценки качества образования; участвует в разработке
системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ДОУ;
 участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной
деятельности педагогов ДОУ;
 содействует проведению подготовки работников ДОУ и общественных экспертов по
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
 проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня
развития обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
 готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по
результатам оценки качества образования на уровне ДОУ.
4.5. Общее собрание работников ДОУ:
 заслушивает информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества
образования в ДОУ;
 принимает решения по повышению качества образования на основе анализа
результатов, полученных в процессе оценки качества.
4.6. Совет родителей:
 участвует во внешней экспертизе ВСОКО в ДОУ (направляет своего представителя для
участия в экспертной группе ДОУ);
 заслушивает информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества
образования в ДОУ;
 вносит предложения по улучшению качества образования в ДОУ.
5. Реализация и содержание внутренней оценки качества образования
5.1. Реализация ВСОКО в ДОУ осуществляется посредством:
- контроля;
- мониторинга.
5.2. В ДОУ осуществляются следующие виды контроля:
- плановый,
- внеплановый (оперативный),
- административный.
5.3. Плановый контроль осуществляется в соответствии с планом работы ДОУ, который
обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в его организации.
5.3.1. Виды планового контроля:
- Тематический контроль – изучение и анализ деятельности ДОУ по одному направлению
деятельности.
- Текущий контроль – изучение результатов образовательной деятельности, выявление
отрицательных и положительных тенденций, отбор наиболее рациональных методов работы.
- Комплексный контроль – изучение и анализ по всем направлениям деятельности в одной из
возрастных групп ДОУ.
5.3.2. Требования к проведению тематического контроля:
- до начала проведения тематического контроля руководитель ДОУ за 10 рабочих дней
издаёт приказ о сроках, теме предстоящего контроля, назначении комиссии, утверждении
плана-задания, установлении сроков представления итоговых материалов;
- план-задание определяет специфические особенности (вопросы) контроля и должен
обеспечить получение достоверной информации, сравнимость результатов контроля и
обоснованность выводов в итоговом материале. План-задание предстоящего контроля
составляется заместителем заведующей;
- продолжительность тематического контроля не должна превышать 5 дней (в 1 группе);

-проверяющие имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к предмету контроля;
- результаты контроля оформляются в виде аналитической справки с отражением в ней
фактов, выводов и предложений;
- информация о результатах контроля доводится до работников ДОУ в течение 7 дней с
момента его завершения;
- должностные лица после ознакомления с результатами контроля должны поставить
подпись под итоговым материалом контроля, удостоверяющую, что они поставлены в
известность о результатах контроля. При этом они вправе сделать запись в итоговом
материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и
выводам. Если нет возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает
председатель комиссии, осуществляющий проверку, или руководитель ДОУ;
- руководитель ДОУ по результатам тематического контроля в течение 7 дней издает
приказ.
5.3.3. Требования к текущему контролю:
- направления и периодичность текущего контроля определяются годовым планом и
результатами внутреннего контроля;
- результаты текущего контроля оформляются в виде графиков, циклограмм, схем с
краткими выводами и предложениями;
- результаты текущего контроля доводятся до сведения сотрудников на совещаниях при
заведующей, методических совещаниях.
5.4. Внеплановый (оперативный) контроль осуществляется для установления фактов и
проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях физических или юридических
лиц с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, и урегулирования конфликтных
ситуаций между участниками образовательного процесса.
5.5. Административный контроль - контроль по выполнению нормативно-правовых и
локальных актов ДОУ, выявление нарушений законодательства РФ.
Требования к административному контролю:
- направление и периодичность регламентируется локальными актами ДОУ;
- ответственность за проведение административного контроля несет руководитель;
- результаты выносятся на административные планерки и собрание трудового коллектива.
5.6. В ДОУ проводится мониторинг оценки качества образования, при этом используются
следующие методы:
 педагогическое исследование (наблюдение, изучение документов, продуктов детской
деятельности и т.д.);
 опросные (беседы, интервью, анкетирование, социологический опрос и т.д.);
 диагностические (контрольные срезы, измерения, решения психолого-педагогических
ситуаций, тесты и т.д.);
 самообследование;
 экспертные оценивания;
 статистическая отчетность
и другие диагностические материалы.
5.7. Направления мониторинговых исследований:
5.7.1. Качество содержания и организации образовательной деятельности:
1) качество ООП ДО, АООП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО,
2) качество дополнительных общеразвивающих программ,
3) качество образовательного процесса (организованного взрослым и самостоятельной
детской деятельности);
4) качество взаимодействия всех участников образовательных отношений.
5.7.2. Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность:
1) качество финансовых условий,
2) качество материально-технических условий,

3) качество психолого-педагогических условий,
4) качество кадровых условий,
5) качество развивающей предметно-пространственной среды.
5.7.3. Качество результатов образовательной деятельности:
1) качество (динамика) освоения детьми содержания ООП ДО, АООП ДО,
дополнительных общеразвивающих программ,
2) достижения обучающихся,
3) здоровье обучающихся (динамика),
4) удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся качеством
образовательных результатов.
6. Основные результаты
реализации внутренней системы оценки качества образования
 формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,
влияющих на качество образования в ДОУ;
 получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
 предоставления всем участникам образовательных отношений и общественности
достоверной информации о качестве образования;
 принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности
потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
 прогнозирование развития образовательной системы в ДОУ.
7. Подведение итогов и оформление результатов
внутренней оценки качества образования
7.1. Формой отчета является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее 7
дней с момента завершения ВСОКО.
7.2. По итогам ВСОКО проводятся заседания педагогического совета ДОУ,
производственные собрания, административные и педагогические совещания.
7.3. По окончании учебного года, на основании аналитической справки по итогам ВСОКО,
определяются: качество условий образования в ДОУ, сопоставление с нормативными
показателями, проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ для реализации
ООП ДО в новом учебном году.
7.4. Аналитические данные являются документальной основой для составления
ежегодного отчета о результатах самообследования ДОУ, для разработки и корректировки
программы развития ДОУ, основной образовательной программы дошкольного
образования, адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования, дополнительных общеразвивающих программ ДОУ, годового плана ДОУ.
8. Делопроизводство
8.1. Результаты ВСОКО (информационно – аналитические справки, таблицы, диаграммы и
др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет.
8.2. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в
архив ДОУ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».