Методические рекомендации по реализации образовательных программ дошкольного образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Общие положения Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) устанавливает возможность применения при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (статья 13 Федерального закона № 273-ФЗ), а при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части при невозможности перенесения сроков освоения образовательной программы дошкольного образования – необходимость осуществления реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (статья 108 Федерального закона № 273-ФЗ). Дошкольная образовательная организация вправе осуществлять реализацию образовательной программы дошкольного образования или ее части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при наличии: необходимых условий (кадровых, материально-технических, учебнометодических), созданных непосредственно в ДОО; возможностей и согласия родителей (законных представителей) воспитанников. Настоящие методические рекомендации распространяются на возрастную группу детей старше 5 лет, занятия с использованием электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет не проводятся. Настоящие методические рекомендации основаны на результатах научных исследований отдельных аспектов организации и осуществления образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в сфере дошкольного образования, а также анализа практики 2 реализации образовательных программ дошкольного образования в различных субъектах Российской Федерации. Основные понятия и сокращения Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. ДОО – дошкольная образовательная организация. ДОТ – дистанционные образовательные технологии. ИКТ – информационно-коммуникационные технологии. ООП ДО – основная образовательная программа дошкольного образования. АООП ДО – адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования. ПК – персональный компьютер. ПО – программное обеспечение. ФГОС ДО – федеральный дошкольного образования. государственный образовательный стандарт ЭО – электронное обучение. ЭСО – электронные средства обучения. Нормативные правовые основы реализации ООП ДО, АООП ДО с применением ЭО, ДОТ При реализации ООП ДО с применением ЭО, ДОТ в дошкольной образовательной организации следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; - Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; - Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; - Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее - СП 2.4.3648-20), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г., регистрационный № 62296). Целесообразным для ДОО учитывать следующие нормативные правовые акты: - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 4 2019 г. № 649 «Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды». Указанные приказы не регулируют образовательную деятельность непосредственно в сфере дошкольного образования, но могут быть полезны ДОО для понимания общих подходов к реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ, развитию цифровой образовательной среды, формированию единого понятийного пространства системы образования Российской Федерации. Модели реализации ООП ДО с применением ЭО, ДОТ Реализация ООП ДО с применением ЭО, ДОТ может осуществляться в двух основных моделях: 1. Педагог и дети (воспитанники) находятся в ДОО. Осуществляется непосредственное взаимодействие педагога с детьми, при этом при реализации ООП ДО педагог применяет элементы ЭО, поскольку деятельность в электронной образовательной среде является естественной для современного ребенка, способствует повышению его мотивации к познанию мира, позволяет учитывать его индивидуальные образовательные потребности. Большинство детей еще в раннем возрасте в семье получают первый опыт обращения с ЭСО, знакомства с электронными образовательными и информационными ресурсами. 2. Педагог и дети (воспитанники) находятся на удалении друг от друга. Осуществляется опосредованное взаимодействие педагога с детьми: ООП ДО реализуется с применением ЭО, ДОТ и включает как онлайн-формат (режим реального времени, синхронное обучение), так и оффлайн-формат (асинхронное обучение, не привязанное к конкретному месту и времени). В последнем случае педагог заранее подготавливает и направляет родителям (законным представителям) необходимый цифровой образовательный контент. Ребенок осваивает ООП ДО с помощью указанного контента в присутствии родителей (законных представителей). Решение о внедрении ДОО данной модели реализации ООП ДО принимается, как правило, при наступлении вынужденных обстоятельств (карантин, режим самоизоляции, чрезвычайная ситуация, продолжительная болезнь ребенка и др.) в случае отсутствия возможности организовать работу по реализации права на 5 обучение по ООП ДО на дому или в медицинской организации при длительном лечении. Необходимо также отметить, что в практике образовательной деятельности ДОО вышеназванные модели могут сочетаться. Например, большинство детей посещает ДОО и осваивает ООП ДО непосредственно, при этом педагог включает в образовательный процесс элементы ЭО, а один или несколько воспитанников ДОО в силу вынужденных обстоятельств осваивают ООП ДО удаленно и опосредованно - с применением ЭО и ДОТ. Применение ЭО, ДОТ, а также работа с ЭСО при реализации ООП ДО должны осуществляться в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.