Методические рекомендации по реализации образовательных программ дошкольного образования с применением электронного обучения

Методические рекомендации по реализации образовательных программ
дошкольного образования с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий
Общие положения
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) устанавливает возможность
применения при реализации образовательных программ электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (статья 13 Федерального закона № 273-ФЗ),
а при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций,
введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей
территории Российской Федерации либо на ее части при невозможности перенесения
сроков освоения образовательной программы дошкольного образования – необходимость
осуществления реализации образовательных программ с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий (статья 108 Федерального закона
№ 273-ФЗ).
Дошкольная образовательная организация вправе осуществлять реализацию
образовательной программы дошкольного образования или ее части с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при наличии:
необходимых условий (кадровых, материально-технических, учебнометодических),
созданных непосредственно в ДОО; возможностей и согласия родителей (законных
представителей) воспитанников.
Настоящие методические рекомендации распространяются на возрастную группу
детей старше 5 лет, занятия с использованием электронных средств обучения в
возрастных группах до 5 лет не проводятся. Настоящие методические рекомендации
основаны на результатах научных исследований отдельных аспектов организации и
осуществления образовательной деятельности с применением дистанционных
образовательных технологий, электронного обучения в сфере дошкольного образования, а
также анализа практики 2 реализации образовательных программ дошкольного
образования в различных субъектах Российской Федерации.
Основные понятия и сокращения
Электронное обучение – организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных
технологий,
технических
средств,
а
также
информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям
связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических
работников.
Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии,
реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей
при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических
работников.

ДОО – дошкольная образовательная организация.
ДОТ – дистанционные образовательные технологии.
ИКТ – информационно-коммуникационные технологии.
ООП ДО – основная образовательная программа дошкольного образования.
АООП ДО – адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования.
ПК – персональный компьютер.
ПО – программное обеспечение.
ФГОС ДО – федеральный
дошкольного образования.

государственный

образовательный

стандарт

ЭО – электронное обучение.
ЭСО – электронные средства обучения.

Нормативные правовые основы реализации ООП ДО, АООП ДО с
применением ЭО, ДОТ
При реализации ООП ДО с применением ЭО, ДОТ в дошкольной образовательной
организации следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее - СП 2.4.3648-20),
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (Зарегистрировано в Минюсте России
18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21), утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2
(Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г., регистрационный № 62296).

Целесообразным для ДОО учитывать следующие нормативные правовые акты:
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа
2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»,
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 4 2019 г.
№ 649 «Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды».
Указанные
приказы
не
регулируют
образовательную
деятельность
непосредственно в сфере дошкольного образования, но могут быть полезны ДОО для
понимания общих подходов к реализации образовательных программ с применением ЭО,
ДОТ, развитию цифровой образовательной среды, формированию единого понятийного
пространства системы образования Российской Федерации.
Модели реализации ООП ДО с применением ЭО, ДОТ
Реализация ООП ДО с применением ЭО, ДОТ может осуществляться в двух
основных моделях:
1. Педагог и дети (воспитанники) находятся в ДОО. Осуществляется
непосредственное взаимодействие педагога с детьми, при этом при реализации ООП ДО
педагог применяет элементы ЭО, поскольку деятельность в электронной образовательной
среде является естественной для современного ребенка, способствует повышению его
мотивации к познанию мира, позволяет учитывать его индивидуальные образовательные
потребности. Большинство детей еще в раннем возрасте в семье получают первый опыт
обращения с ЭСО, знакомства с электронными образовательными и информационными
ресурсами.
2. Педагог и дети (воспитанники) находятся на удалении друг от друга.
Осуществляется опосредованное взаимодействие педагога с детьми: ООП ДО реализуется
с применением ЭО, ДОТ и включает как онлайн-формат (режим реального времени,
синхронное обучение), так и оффлайн-формат (асинхронное обучение, не привязанное к
конкретному месту и времени). В последнем случае педагог заранее подготавливает и
направляет
родителям
(законным
представителям)
необходимый
цифровой
образовательный контент. Ребенок осваивает ООП ДО с помощью указанного контента в
присутствии родителей (законных представителей).
Решение о внедрении ДОО данной модели реализации ООП ДО принимается, как
правило, при наступлении вынужденных обстоятельств (карантин, режим самоизоляции,
чрезвычайная ситуация, продолжительная болезнь ребенка и др.) в случае отсутствия
возможности организовать работу по реализации права на 5 обучение по ООП ДО на дому
или в медицинской организации при длительном лечении.
Необходимо также отметить, что в практике образовательной деятельности ДОО
вышеназванные модели могут сочетаться. Например, большинство детей посещает ДОО и
осваивает ООП ДО непосредственно, при этом педагог включает в образовательный
процесс элементы ЭО, а один или несколько воспитанников ДОО в силу вынужденных

обстоятельств осваивают ООП ДО удаленно и опосредованно - с применением ЭО и ДОТ.
Применение ЭО, ДОТ, а также работа с ЭСО при реализации ООП ДО должны
осуществляться в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».