Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 7 города Калуги (МБДОУ №7 г. Калуги) ПРИНЯТО педагогическим советом протокол № 1 от 27.08.2021 г. УТВЕРЖДЕНО: приказом № 191/01-10 от 31.08.2021 Дополнительная адаптированная образовательная программа «Речевой калейдоскоп» социально-гуманитарной направленности для детей 4-7 лет с задержкой психического развития (срок реализации 3 года) Калуга 1 Содержание Программы 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации Программы 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы 1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы 1.5. Целевые ориентиры 2. Содержательный раздел 2.1. Особенности проведения образовательной деятельности 2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов 2.3. Перспективное планирование для детей 4-5 лет 2.4. Перспективное планирование для детей 5-6 лет 2.5. Перспективное планирование для детей 6-7 лет 2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды 3.4. Учебный план Список литературы Изменения и дополнения в Программу 3 3 3 4 5 7 8 8 10 13 18 23 27 28 28 28 31 31 32 34 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной. При составлении программы были использованы методические разработки В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко, а также собственные методические разработки и пособия авторов программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. В основу планирования занятий положен комплексно-тематический принцип. Периодичность занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня (с 01.10.2021 по 31.05.2021г.). Продолжительность занятия: для детей 4-5 лет – 20 минут плюс 10 минут свободная деятельность; для детей 5-6 лет – 25 минут плюс 5 минут свободная деятельность; для детей 6-7 лет – 25 минут плюс 5 минут свободная деятельность. Форма организации детей: фронтальная. 1.2. Цели, задачи реализации программы Целью данной Программы является развивающей работы для с детей построение задержкой системы психического коррекционно- развития (ЗПР), предусматривающей выравнивание психического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. 3 Основными задачами Программы являются: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение возможностей для полноценного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в период дошкольного детства; создание благоприятных условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи. 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС ДО: - поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; - личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей; - уважение личности ребенка; - реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры; - принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; - принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; 4 - принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; - принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; - принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; - принцип постепенности подачи учебного материала; -принцип концентрического наращивания информации. 1.4 Значимые характеристики для разработки и реализации Программы ЗПР — одна из наиболее распространенных форм психической патологии, отличающаяся неравномерной сформированностью процессов познавательной и эмоциональной сферы, которую выявляют с началом обучения ребенка. В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. С точки зрения клиницистов ЗПР характеризуется замедленным темпом психического развития личности, незрелостью и негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоциональноволевой сферы. Дошкольников с ЗПР отличает высокая возбудимость, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость — все эти симптомы сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии в учебной деятельности. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности, эмоционального развития, речи оказывается снижен по сравнению с нормой. В состав этой категории входят соматически ослабленные дети, дети с функциональной недостаточностью нервной системы, в том числе из неблагоприятной микросоциальной среды, дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы (гармонический и дисгармонический инфантилизм), а также имеющие наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы недостаточное развитие познавательной деятельности (развитие внимания, памяти, речи). Несмотря на неоднородность группы детей с ЗПР, выделяются черты, по которым их можно отделить от более тяжелых патологий, связанных с интеллектуальным и эмоциональным развитием. У детей с ЗПР отсутствует диффузное поражение головного мозга, может быть очаговое органическое поражение головного мозга или функциональные нарушения деятельности центральной нервной системы. Детям с ЗПР присущи нарушения двигательной сферы, отмечается отставание в физическом развитии. Темп работы снижен. 5 Дети с ЗПР неспособны к длительной концентрации внимания, продуктивность интеллектуальной деятельности низкая, в связи с нарушениями внимания. Вместе с тем, отмечается проявление инициативы и самостоятельности в игровой и предметнопрактической деятельности, способность к анализу и обобщению полученной информации в основном сохранена, но нуждается в поддержке педагога посредством активизации познавательной деятельности. Большинство детей с ЗПР способны адекватно воспринимать помощь, совершать перенос усвоенных знаний, навыков, способов действий в практическую деятельность. При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов. При ЗПР у детей небольшой словарный запас, большинство страдают дефектами звукопроизношения, слабо владеют лексико-грамматическими категориями. Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечается недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи. Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, при этом процесс восприятия проявляется в его ограниченности, фрагментарности, константности. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. Выявлено отставание всех видов памяти: зрительной, слуховой, словеснологической. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, неточности воспроизведения, частом забывании воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, недостаточно развита способность к произвольной регуляции поведения и деятельности. Характерной особенностью детей с ЗПР является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания. Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с ЗПР. Они затрудняются обобщать, сравнивать, систематизировать и классифицировать. У детей с ЗПР обнаруживаются трудности словесно-логического мышления. Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала; слабости регулирующей роли мышления; несформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, снижении познавательной активности. 6 Отставание возникает на уровне наглядных форм мышления, дети с ЗПР испытывают трудности в формировании образных представлений, не образуется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Кроме особенностей познавательной деятельности детей с ЗПР были выявлены следующие общие для ЗПР различной этиологии черты: низкая работоспособность, незрелость эмоций и воли, отклонения в двигательной сфере. У детей с ЗПР обнаруживается невысокий уровень сформированности логических операций: непланомерность анализа, слабая дифференциация обобщения. Поэтому ребенку с ЗПР необходимо развивать навыки анализа, синтеза; совершенствовать активную функцию внимания, произвольную память, связную речь, произвольную регуляцию деятельности. Дети с ЗПР — многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей. Необходимо учитывать вариативность проявлений задержки психического развития, разные сроки начала коррекционно-развивающей работы с детьми. В детский сад в группы для детей с ЗПР преимущественно попадают дети с задержкой церебрально-органического генеза. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Состояние детей часто осложнено энцефалопатическими и невротическими расстройствами, такими как гидроцефальногипертензионный синдром, синдром моторной возбудимости, нарушение активного внимания, эмоциональные расстройства и др. В этих условиях педагог строит свою работу с учетом структуры отклоняющегося развития, уровня актуального развития и состояния здоровья каждого воспитанника. 1.5. Целевые ориентиры Целевые ориентиры с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья и отражающей коррекционное направление работы • уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире; 7 • развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи; • формирование у детей направленности на звуковую сторону речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению; • совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных; • формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка. 2. Содержательный раздел 2.1. Особенности проведения образовательной деятельности: Речевое развитие включает (по ФГОС ДО): • владение речью как средством общения и культуры; • обогащение активного словаря; • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; • развитие речевого творчества; • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Данная Программа предполагает включение в данную образовательную область следующие компоненты: • формирование и совершенствование грамматического строя речи; • развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны 8 речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза); • развитие связной речи; • формирование коммуникативных навыков; • обучение элементам грамоты. В содержание занятий включены следующие виды работы: • Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции. • Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов. • Дыхательные и фонопедические упражнения. • Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук. • Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи. • Упражнения на расслабление (релаксация). Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп ипликатором Кузнецова, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ. Направление Обязательная часть содержания образования Речевое развитие детей Учить активно употреблять слова, обозначающие изученные предметы и явления окружающей действительности, называть основные и промежуточные цвета, использовать предметно-образные названия (... морковного, сиреневого, василькового цвета и т.п.), указывать не только общий размер, но и точно называть величину предметов (высокий — низкий, широкий — узкий, длинный — короткий), давать словесное обозначение пространственных отношений. Учить детей: Содержание, формируемое участниками образовательного процесса Упражнять в умении образовывать притяжательных прилагательных, согласование с существительными (утиный клюв, петушиный гребень, гусиные лапы, куриное яйцо и т.д. ); упражнять в образовании существительных в форме именительного и родительного падежей единственного и множественного числа. 9 • строить высказывание из трехчетырех предложений, следить за правильным согласованием существительных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже; • распространять и сокращать предложение, строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; • сочинять коллективные рассказы по сюжетной картине и серии последовательных картин; • составлять индивидуальные словесные отчеты по видам деятельности, планировать этапы выполнения работы (аппликация, поделка из природного материала), рассказывая о предстоящем действии. Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласование прилагательныхых с существительными в роде, числе и падеже. Образовании существительных в форме именительноого и родительного падежей единственного и множественного числа. Закрепить умение составлять предложения по сюжетной картинке учить образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительноласкательными суффиксами, существительные в форме именительного и родительного падежей множественного числа; понимание смысловой стороны простых и сложных предлогов, правильное употребление их в речи. Развивать умение устанавливать причинноследственные связи Закрепить родственные понятия, как брат, сестра, родители, и т.д. 2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка Образовательная деятельность обеспечивает максимальный учет особенностей и 10 возможностей ребенка, его интересы и склонности. Предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности: Формы и методы организации образовательной деятельности Формы Особенности организации Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть от Подгрупповая 3 до 8 детей, в зависимости от возраста и уровня развития детей. Основания для деления: общность интересов, уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. Работа со всей группой, четкое расписание непосредственной Фронтальная образовательной деятельности, единое содержание. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; Недостатком – трудности в индивидуализации обучения. Формы работы Игровая Коммуникативная Познавательноисследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Музыкальная Двигательная игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), самодеятельные игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные). беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры. наблюдения, экскурсии, экспериментирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры. рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра. музыкально-дидактические и подвижные игры под музыку. подвижные игры с правилами, игровые упражнения, двигательные паузы, соревнования и праздники, физкультурные минутки. Средствами коррекции и развития речи детей ЗПР • демонстрационные и раздаточные • визуальные • естественные и искусственные • реальные и виртуальные • средства, направленные на развитие деятельности воспитанников: - игровой (игрушки, игры и другое); - коммуникативной (дидактический материал); 11 - чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал). Основой перспективного и календарного планирования коррекционно- развивающей работы в соответствии с ФГОС ДО является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение многократное повторение, что позволяет организовать материала: ежедневное успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников с ЗПР, согласуется с задачами всестороннего развития детей. Лексический материал отбирается с учётом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Вариативные формы работы с детьми, способствующие реализации программы: • Развивающая игра • Наблюдение • Проблемная ситуация • Рассказ • Беседа • Интегративная деятельность • Игры с правилами Методы и приемы реализации образовательной деятельности: 1. Методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие её детьми средствами слушания, наблюдения, практических действий: словесный (беседа, объяснение, инструкция, вопросы и др.), наглядные (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.), практический); 2. Методы, характеризующие усвоение нового материала детьми путём активного запоминания, самостоятельных размышлений или проблемной ситуации: иллюстративно-объяснительный, проблемный, эвристический, исследовательский и др.; 3. Методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала: индуктивный: (от частного к общему) и дедуктивный (от общего к частному); 12 Методы, 4. характеризующие степень самостоятельности учебно- познавательной деятельности детей: работа под руководством педагога, самостоятельная работа детей. Средства реализации программы - иллюстративный материал; - книги; - фланелеграф; - настольные ширмы - плоскостные фигурки персонажей сказок; -куклы (мальчик, девочка), наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, заяц, лиса, собака, и др.); - музыкальный плеер, аудиодиски; - ноутбук; - настольные игры; - дидактические пособия. 2.3. Перспективное планирование для детей 4-5 лет Задачи Содержание занятий, источник. Октябрь 1-2 Мониторинг выявление уровня речевого развития детей 3.Развитие артикуляционного аппарата. Знакомство с домиком Язычка. Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека) 4.Развитие фонематического слуха, слухового восприятия Развитие дыхания Игра «Громко-тихо» - В.А. Кныш, с. 6 Упражнение «Запахи» (картотека) 5.Развитие темпа и координации речи и движений. Развитие артикуляционного аппарата. Упражнение «Таня сеяла горох» - В.А. Кныш, с.7 Повторение Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека) 6. Развитие мелкой Упражнение «Готовим сок» (картотека) 13 моторики рук. Игра «Громко-тихо» - В.А. Кныш, с. 6 Развитие фонематического слуха, слухового восприятия 7. Развитие связной речи, Подвижная игра «Овощи» - В.А. Кныш, с. 8 обогащение словаря Закрепление Упр. «Домик открывается», «Улыбка», Развитие «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека) артикуляционного аппарата. 8. Развитие дыхания Релаксация Упражнение «Запахи» (картотека) Упражнение «Устали овощи» - М.Ю. Картушина, с.20 Ноябрь 1. Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Домик открывается», «Толстячки» - «Худышки» («Помидор» - «Огурец»), «Улыбка» - «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека) 2. Развитие слухового внимания и восприятия. Мультимедийная презентация «Звуки вокруг нас» 3. Развитие дыхания. Игра «Прожорливые овощи» (пособие) 4. Развитие темпа и координации речи и движений Динамическое упражнение «Помидоры» - М. Ю. Картушина, с. 19 5. Развитие мелкой моторики рук. Самомассаж фаланг пальцев «Вырос у нас чесночок…» - О. И. Крупенчук, с. 6 6. Развитие связной речи, Дидактическое упражнение «Узнай по описанию» обогащение словаря (картотека) 7.Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Кислый лимон», «Защипало язычок» (дуть на высунутый язык со звуком «ф-ф-ф...»), «Вкусный банан» (имитация жевательных движений), «Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт) (картотека) 8. Развитие слухового и двигательного внимания. Игра «Корни, ствол, ветки» - В.А. Кныш, с. 9 Декабрь 1. Развитие лексикоИгра «Какой? Какая? Какое?» (картотека игр на описание) грамматических категорий 2. Развитие Игра «Отгадай, кто говорит?» (по сказке «Три медведя») 14 фонематического слуха, слухового восприятия 3. Развитие дыхания Упр. «Дует холодный ветерок» - «сссс» (картотека) 4. Развитие темпа и координации речи и движений. Динамическое упражнение «Заинька» - М. Ю. Картушина, с. 25 5. Развитие мелкой моторики рук. Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7 6. Развитие связной речи, Мультимедийная презентация «Чьи детки?» (закрепить обогащение словаря названия детенышей) 7. Релаксация Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят» - М. Ю. Картушина. С. 26 8. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия Игра «Отгадай, кто говорит?» (по сказке «Три медведя») Январь 1.Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Домик открывается», «Лопатка», «Горка», «Саночки» (картотека артикуляционных упражнений) 2. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия. Знакомство с символами гласных звуков [а], [о], [у], [и]. – Т. А. Ткаченко «Звуки и знаки. Гласные», с.3. 3. Развитие дыхания Упр. «Сдуй снежинку с ладошки» - дуть на «Лопаточку»: «сссс» (картотека на дыхание) 4. Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица. Массаж биологически активных зон «Наступили холода» М. Ю. Картушина, с.37 5. Развитие мелкой моторики рук. Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7 6. Развитие связной речи, Игра «Подбери словечко» - подбор прилагательных для обогащение словаря описания примет зимы (картотека игр на описание) Февраль 1.Развитие артикуляционного Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Лопатка», «Горка», «Саночки» (картотека артикуляционных 15 аппарата. упражнений) 2. Развитие слухового внимания, чувства ритма. Упр. «Нажми на кнопочку» - протяжное выделение 1-го гласного звука в словах. 3. Развитие дыхания Упражнение «Сдуй снежинку с носа» (картотека упражнений на дыхание) 4. Развитие темпа и координации речи и движений. Динамическое упражнение «Мы слепили снежный ком» М. Ю. Картушина, с.41 5. Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки. Игра «Снежки» (дети делают «снежки», скомкав листок бумаги, затем бросают «снежки» в корзину) 6. Развитие связной речи, Составление рассказа по картинке «Зимние забавы» обогащение словаря 7. Релаксация Упражнение на расслабление «Зимний сон» (музыка для релаксации) 4. Развитие темпа и координации речи и движений. Стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь движениями) - М. Ю. Картушина, с.43 Март 1. Развитие артикуляционного аппарата. «Улыбка», «Поцелуйчик» («Хоботок»), «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье». 2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. Игра «Выбери подарок маме» (подбор картинок в соответствии с символом гласных) 3. Развитие дыхания, силы Логоритмическая «Песенка для мамы» (пропевание и высоты голоса. гласных звуков с движением руки) - видеоряд 4. Развитие темпа и координации речи и движений. Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 30 5. Развитие мелкой моторики рук. Самомассаж ладоней ипликатором Кузнецова «Гладила мама-ежиха ежат» - О. И. Крупенчук, с. 9 6. Развитие связной речи, Упр. «Какая моя мама?» (подбор прилагательных) обогащение словаря 16 7. Релаксация. Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Колыбельная медведицы» 8. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Танины игрушки» (картотека) Апрель 1. Развитие дыхания. Упр. «Покачай игрушку на животике» (развитие нижнедиафрагмального дыхания) - картотека 2. Развитие мелкой моторики рук. Кинезиологическое упражнение «Оладушки», О. И. Крупенчук, с.12 3. Развитие связной речи, Описание игрушки по мнемосхеме. обогащение словаря 4. Развитие артикуляционного аппарата. «Чему обрадуются звери?» Упр. «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных движений при закрытом, затем открытом рте, «Погрызем орешки» (ритмично открывать и закрывать рот) - В. А. Кныш, с. 27 5. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [и], [о]) – Т. А. Ткаченко, с. 7 6. Развитие дыхания и голоса. Логоритмическая песенка «Зайчишка» (видеоряд) 7. Развитие темпа и координации речи и движений. Ритмическая разминка «К большой лесной опушке сбегались все зверюшки» - В. А. Кныш, с. 26 8. Развитие чувства ритма, Ритмическая игра «Белка» (отстукивание ритма стихотворения скорлупками от грецких орехов) – картотека мелкой моторики рук. логоритмических игр. Май 1. Развитие логического Игра «Четвертый лишний» (мультимедийная презентация) мышления, связной речи, обогащение словаря 2. Релаксация. Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть лесу нужно отдыхать». 3. Развитие связной речи, Пересказ рассказа с опорой на схему «Как медведь сам себя обогащение словаря напугал» (мультимедийная презентация) 17 4. Релаксация. Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть лесу нужно отдыхать». Звучит «Мазурка» Ф. Шопена. 5. Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Кот лакает молоко», «Лошадка», «Поросенок землю роет» (Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой; кивки головой: упражнение «Пятачок») , «Индюк «болбочет», «Щенок устал» («Лопатка») 6. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков. Интерактивная игра «Домашние животные» (Диск «Звуковой калейдоскоп», портал Мерсибо) 7 Мониторинг Выявление уровня речевого развития на конец года 2.4. Перспективное планирование для детей 5-6 лет Задачи Содержание занятий, источник. Октябрь 1-2 Мониторинг выявление уровня речевого развития детей 3. Развитие дыхания Игра «Прожорливые овощи» (пособие) 4. Развитие темпа и координации речи и движений. Динамическое упражнение «Яблоки» - М.Ю. Картушина, с. 23 5. Развитие мелкой моторики рук. Упражнение «Компот» (картотека) 6. Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Яблоко» - «Банан», «Улыбка», «Почистим зубки», «Качели» (картотека) 7. Развитие лексикограмматических категорий. Мультимедийная презентация «Большой – маленький» 8. Развитие темпа и координации речи и движений Динамическое упражнение «По дороге золоченой…» - М. Ю. Картушина, с. 21 Ноябрь 18 1. Развитие мелкой моторики рук. Соединение одноименных пальцев «На базар ходили мы…» - О. И. Крупенчук, с. 8 2. Развитие лексикоИгра «Какой? Какая? Какое?» (картотека игр на описание) грамматических категорий 3.Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека) 4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия Упражнение «Звуки осеннего леса» (фонограмма) 5. Развитие дыхания Упр. «Подуй на варенье через трубочку» (для выработки плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на ладонь, подставленную ко рту. 6. Развитие темпа и координации речи и движений. Упражнение «Ежик», - М.Ю. Картушина, с. 6 7. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая игра «Осенний букет» - М.Ю. Картушина, с. 13 7. Релаксация Упражнение «Листики устали» (фонограмма) Декабрь 1. Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека) 2. Развитие слухового и внимания и восприятия, силы и высоты голоса. Игра «Угадай и изобрази» (изменение одного звукокомплекса по высоте и силе) 3. Развитие дыхания. Игра на поддувание «Сдуй снежинку с носа у мишки» (пособие) 4. Развитие темпа и координации речи и движений Динамическое упражнение «Грибы» - М. Ю. Картушина, с.28 5. Развитие мелкой моторики рук. Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7 6. Развитие связной речи, Беседа по сказке В. Сутеева «Дядя Миша» 19 обогащение словаря 7. Релаксация Упражнение на расслабление «Медведь уснул в берлоге» (фонограмма «Колыбельная медведицы») 8. Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека) Январь 1. Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека артикуляционных упражнений) 2. Развитие фонематического восприятия, силы и высоты голоса. Упр. «Читай по губам – покажи символ» (узнавание гласных звуков по артикуляции). 3. Развитие дыхания. Игра «Согреем ладошки»: «ххх» (картотека игр на дыхание) 4. Развитие темпа и координации речи и движений Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер» - М. Ю. Картушина , с. 38 5. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Снежки» (картотека пальчиковых игр) 6. Развитие связной речи, Упр. «Игры детей зимой» (подбор глаголов и составление обогащение словаря простых предложений) Февраль 1. Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Горка». 2. Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепления знания гласных звуков. Упр. «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» - Т. А. Воробьева, с. 31 3. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики. «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - Т. А. Воробьева, с. 31 4. Развитие темпа и координации речи и Упражнение «Холмик, сугроб, горка» - В. А. Кныш, с. 25 20 движений. 5. Развитие связной речи, Игра «Узнай на ощупь и опиши» («Рождественский обогащение словаря сапожок») - картотека 6. Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Дед Мороз на санях едет», «Лошадка» (картотека артикуляционных упражнений) 7. Развитие навыков звукового анализа, закрепление «символов» гласных звуков. Игра «Магазин подарков» («купить» подарок можно, выделив первый гласный звук в слове, «оплата» - карточка с символом нужного звука) – разработка автора. 8. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания. Упр. «Погреемся» - В. А. Кныш, с. 25 Март 1.Развитие артикуляционного аппарата. Самомассаж языка «Язычок погладим ласково губами…» (картотека). Упр. «Лошадка» 2. Развитие слухового внимания, чувства ритма. Упражнение «Волшебный барабан» - В.А. Кныш, с. 14 3. Развитие дыхания Упражнение «Воздушный шарик» (картотека) 4. Развитие темпа и координации речи и движений. Массаж спины «Паровоз» - М. Ю. Картушина, с. 36 6. Развитие связной речи, Игры «Узнай на ощупь» («Ящик ощущений»), «Какой? обогащение словаря Какая? Кокое?» (картотека) 7. Релаксация Упражнение на расслабление «Спать пора, уснул бычок…» («Колыбельная») 8. Развитие слухового восприятия и внимания. Игра «Угадай, чей голосок?» (картотека игр) Апрель 1. Развитие артикуляционного аппарата. Самомассаж языка с Говорушей «Язычок погладим ласково губами…» (картотека). Упр. «Шарик лопнул». 2. Развитие фонематического восприятия, быстроты Упр. «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» - Т. А. Воробьева, с. 31 21 реакции, закрепления знания гласных звуков. 3. Развитие дыхания. Упр. «Покачай игрушку на животике» (развитие нижнедиафрагмального дыхания) - картотека 4. Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица. Массаж биологически активных зон «Наступили холода» М. Ю. Картушина, с.37 5. Развитие мелкой моторики рук. Кинезиологическое упражнение «Оладушки», О. И. Крупенчук, с.12 6. Развитие связной речи, Описание игрушки по мнемосхеме. обогащение словаря 7. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики. «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - Т. А. Воробьева, с. 31 8. Развитие связной речи, Игра «Узнай на ощупь и опиши» («Рождественский обогащение словаря сапожок») – картотека Май 1. Развитие дыхания и голоса. Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук, с.42 2. Развитие мелкой моторики рук. Массаж мячиком-ежиком «Колкие иголки» (картотека упражнений с массажным мячом) 3. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. Знакомство со звуком [ы] и его символом. Игра «Один – много» (выделение последнего звука [ы] в словах) 4. Развитие дыхания и голоса. Пропевание гласных звуков с движениями рук ([а] – руки вниз, [о] – руки вверх, [и] – в стороны, [у] – руки вперед), [ы] – руки назад (картотека игр) 5. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков и их символов. Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [ы], [и]) – Т. А. Ткаченко, с. 6. Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Стрельба» (четко произносить чередование звуков «к-г»), «Танк» (многократно побарабанить напряженным кончиком языка по верхней десне с произнесением звука «т»: «т-т-т...»), «Пароход» (длительно произносить звук 22 «ы»). 7. Мониторинг Выявление уровня речевого развития на конец года 2.5. Перспективное планирование для детей 6-7 лет Задачи Содержание занятий, источник. Октябрь 1-2 Мониторинг выявление уровня речевого развития детей 3. Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок» (картотека) 4. Развитие слухового восприятия и внимания. Различение звучания музыкальных инструментов (3 – 5) (картотека) 5. Развитие дыхания. Дыхательное упражнение «Ветер и листья» - М.Ю. Картушина, с. 5 6. Развитие темпа и координации речи и движений Упражнение «Дождик» - В.А. Кныш, с. 11 7. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет» (картотека) 8. Развитие связной речи, Повторение стихотворения «Осень» (М. Худякова) обогащение словаря Ноябрь 1. Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Домик открывается», «Толстячки» - «Худышки» («Помидор» - «Огурец»), «Улыбка» - «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека) 2. Развитие слухового внимания и восприятия. Мультимедийная презентация «Звуки вокруг нас» 3. Развитие дыхания. Игра «Прожорливые овощи» (пособие) 4. Развитие темпа и координации речи и движений Динамическое упражнение «Помидоры» - М. Ю. Картушина, с. 19 23 5. Развитие мелкой моторики рук. Самомассаж фаланг пальцев «Вырос у нас чесночок…» - О. И. Крупенчук, с. 6 6. Развитие связной речи, Дидактическое упражнение «Узнай по описанию» обогащение словаря (картотека) 7.Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Кислый лимон», «Защипало язычок» (дуть на высунутый язык со звуком «ф-ф-ф...»), «Вкусный банан» (имитация жевательных движений), «Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт) (картотека) 8. Развитие слухового и двигательного внимания. Игра «Корни, ствол, ветки» - В.А. Кныш, с. 9 Декабрь 1. Развитие лексикоИгра «Какой? Какая? Какое?» (картотека игр на описание) грамматических категорий 2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. Анализ сочетаний АУ, УА. Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [у], [а]) – Т. А. Ткаченко, с. 5 3. Развитие дыхания и голоса. Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук, с.42 4. Развитие темпа, ритма и координации речи и движений. Подвижная игра «Елочки» - В. А. Кныш, с. 24 5. Развитие мелкой моторики рук. Массаж мячиком-ежиком «Колкие иголки» (картотека упражнений с массажным мячом) 6. Развитие связной речи, Заучивание стихотворение с движениями «Ели на опушке» обогащение словаря - М. Ю. Картушина, с.52 7. Развитие дыхания. Игра «Согреем ладошки»: «ххх» (картотека игр на дыхание) 8. Развитие темпа и координации речи и движений Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер» - М. Ю. Картушина , с. 38 Январь 1. Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Дед Мороз на санях едет», «Лошадка» (картотека артикуляционных упражнений) 24 2. Развитие навыков звукового анализа, закрепление «символов» гласных звуков. Игра «Магазин подарков» («купить» подарок можно, выделив первый гласный звук в слове, «оплата» - карточка с символом нужного звука) – разработка автора. 3. Развитие дыхания и голоса. Фонопедическая и дыхательная гимнастика «Дедушка Мороз» - В. А. Кныш, с. 22 4. Развитие темпа и координации речи и движений. Стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь движениями) - М. Ю. Картушина, с.43 5. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Новый год» В. А. Кныш, с. 23 6. Развитие связной речи, Игра «Загадай желание» (описание желаемого подарка) обогащение словаря Февраль 1. Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица. Массаж биологически активных зон «Наступили холода» М. Ю. Картушина, с.37 2. Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека артикуляционных упражнений) 3. Развитие фонематического восприятия, силы и высоты голоса. Упр. «Читай по губам – покажи символ» (узнавание гласных звуков по артикуляции). 4. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Снежки» (картотека пальчиковых игр) 5. Развитие связной речи, Упр. «Игры детей зимой» (подбор глаголов и составление обогащение словаря простых предложений) 6. Релаксация Упражнение на релаксацию «Зимняя сказка» (фонограмма) 7. Развитие темпа и координации речи и движений. Динамическое упражнение «Мы слепили снежный ком» М. Ю. Картушина, с.41 8. Развитие мелкой моторики рук, пространственной Игра «Снежки» (дети делают «снежки», скомкав листок бумаги, затем бросают «снежки» в корзину) 25 ориентировки. Март 1. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [и], [о]) – Т. А. Ткаченко, с. 7 2. Развитие дыхания и голоса. Логоритмическая песенка «Зайчишка» (видеоряд) 3. Развитие темпа и координации речи и движений. Ритмическая разминка «К большой лесной опушке сбегались все зверюшки» - В. А. Кныш, с. 26 4. Развитие чувства ритма, Ритмическая игра «Белка» (отстукивание ритма стихотворения скорлупками от грецких орехов) – картотека мелкой моторики рук. логоритмических игр. 5. Развитие логического Игра «Четвертый лишний» (мультимедийная презентация) мышления, связной речи, обогащение словаря 6. Развитие дыхания и голоса. Пропевание гласных звуков с движениями рук ([а] – руки вниз, [о] – руки вверх, [и] – в стороны, [у] – руки вперед), [ы] – руки назад (картотека игр) 7. Развитие связной речи, Пересказ рассказа с опорой на схему «Как медведь сам себя обогащение словаря напугал» (мультимедийная презентация) 8. Развитие связной речи, Упр. «Человеческие дети знают всех зверят на свете» (закрепление в речи названий детенышей животных) – обогащение словаря картотека игр с мячом Апрель 1. Развитие дыхания и голоса. Упражнение «Самолет» (для укрепления мышц зева и глотки). (Пропевание гласных звуков «а-э-и-о-у»). 2. Развитие фонематического восприятия Упр. «Попугайчики» (повторение рядов из трех слов) – картотека игр на фонематическое восприятие 3. Развитие темпа и координации речи и движений. Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 30 4. Развитие фонематического восприятия, навыков Упр. «Соедини картинку с нужной парой знаков» (определение первого гласного звука и последнего гласного звука в слове) - Т. А. Ткаченко, звуки и знаки. гласные. с. 26 звукового анализа, закрепление знания гласных звуков и их символов. 15 5. Развитие связной речи, Упр. «Большой и маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными обогащение словаря суффиксами). Мультимедийная презентация. 6. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. Упр. «Добавь словечко» (подсказка – символ гласного звука) 7. Развитие дыхания и голоса. Фонопедическое упражнение «Весна» - В. А. Кныш, с. 38 8. Развитие связной речи, Составление описательного рассказа о весне с обогащение словаря использованием мнемотаблиц. Май 1. Развитие артикуляционного аппарата. Упр. «Клювик открываем», «Птенчик в гнездышке», «Червячок» (узкий язык), «Почистим клювик» (зубки) 2. Развитие фонематического восприятия. Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками (та-ту-ты). – картотека игр на фонематическое восприятие. 3. Развитие дыхания, силы Упр. «Мы катались по горам, пели тут и пели там» (пропевание гласных звуков, изменяя силу голоса в голоса. соответствии с движением мяча в руках взрослого) – Т. А. Воробьева, с. 34. 4. Развитие темпа и координации речи и движений. Упражнение «Дружно птицы прилетели» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 40 5. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая игра «Птички полетели, крыльями махали» (картотека пальчиковых игр) 6. Развитие связной речи, Коммуникативная игра «Дрозд» - М. Ю. Картушина, с. 118 обогащение словаря 2.6. Взаимодействия с семьями воспитанников Педагог привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций, предусматривающей выравнивание речевого развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Данные рекомендации родители 27 получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в письменной форме в специальных папках. 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы 1. Фланелеграф 2. Магнитная доска 3. Мольберт 4. Мягкие игрушки 5. Карандаши 6. Мяч 7. Счетные палочки 8. Столы 9. Стулья 10. Прищепки 11. Ноутбук 12. Интеративная доска 13. Иллюстративный материал 14. Книги 15. Плоскостные фигурки персонажей сказок 16. Куклы (мальчик, девочка), наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, заяц, лиса, собака, и др.) 17. Музыкальный плеер, аудиодиски 18. Настольные игры 19. Дидактические пособия 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Методическая литература 1. Азова Е.А., Чернова О.О. Логопедическая домашняя тетрадь. Учим звуки [Л][Л`].- Издательство «ТЦ СФЕРА». 2. Азова Е.А., Чернова О.О. Логопедическая домашняя тетрадь. Учим звуки [Р][Р`].- Издательство «ТЦ СФЕРА». 28 3. Азова Е.А., Чернова О.О. Логопедическая домашняя тетрадь. Учим звуки [З][З`][Ц].-Издательство «ТЦ СФЕРА». 4. Азова Е.А., Чернова О.О. Логопедическая домашняя тетрадь. Учим звуки [С]- [Ш],[З]-[Ж],[С]-[Ч],[Ч]-[Ц],[Щ]-[Сь]. - Издательство «ТЦ СФЕРА». 5. Баскакина И.В., Лынская М.И. «День рождения Р». Логопедические игры.- М.: Издательство АЙРИС ПРЕСС, 2012. – 32с. 6. Баскакина И.В., Лынская М.И. «Жужжалочка и Шипелочка». Логопедические игры.- М.: Издательство АЙРИС ПРЕСС, 2013. – 32с. 7. Баскакина И.В., Лынская М.И. «Приключения Л». Логопедические игры.- М.: Издательство АЙРИС ПРЕСС, 2013. – 32с. 8. Баскакина И.В., Лынская М.И. «Свистелочка». Логопедические игры.- М.: Издательство АЙРИС ПРЕСС, 2013. – 32с. 9. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в з-х частях. - М.: Издательство ГНОМ, 2018. 10. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе. 11. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной логогруппе\О.С.Гомзяк. - М.: Издательство ГНОМ, 2018. -112с. 12. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. 13. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки Ш-Ж. 14. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р. 15. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки С-Сь. 16. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки З-Зь, Ц. 17. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Л. 18. Зинатулина Г.Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте. Учебно- методическое пособие. - М., Центр педагогического образования. 2008. – 64 с. 19. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Стр.32. 20. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Стр.32. 29 21. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР- М.: Гном-Пресс, 2001г. 22. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - 2-е издание дополненное. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. - 16 с. 23. Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. От трех до семи лет. - Спб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2010. - 240 с.: ил. - (Программа для мамы). 24. Морозова И.А., М.А. Пушкарева «КРО. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет». – М.: Мозаика-синтез. 25. Морозова И.А., М.А. Пушкарева «Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет». – М.: Мозаика-синтез. 26. Нищева Н.В. Картотека домашних заданий для подготовительной к школе группы (третий год обучения), Санкт – Петербург. 2003 год 27. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет». 28. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 560 с. 29. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 12). 30. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006. 31. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики / Т.А. Ткаченко; ил. Е. Мельниковой. - М.: Эксмо, 2013. - 120 с.: ил. Наглядно-дидактические пособия Серия «Забавы в картинках»: «Звонкий-глухой», «Времена года», «Развиваем речь», «Наши чувства и эмоции», «Поварёнок», «Подбери слова к рассказу», «Знаю все профессии». Серия картин: «Домашние животные и птицы», «Фрукты», «Дикие животные», «Семья», «Осень», «Зима», «Зимующие птицы», «Уроки безопасности». Папки: «Осень. Грибы. Деревья», «Детский сад», «Овощи. Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Зима. Зимующие птицы», «Мебель. Посуда. Продукты питания», «Тело», «Наземный транспорт. Водный 30 транспорт. Воздушный транспорт», «Животные жарких стран. Животные морей и океанов», «Насекомые». Серия «Грамматика в картинках»: «Ударение», «Многозначные слова», «Антонимы (Глаголы)», «Словообразование», «Множественное число», «Один – Много», «Говори правильно». 3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в соответствии с Программой обеспечивают: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей; - двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; - возможность самовыражения детей. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. 3.4. Учебный план Продолжительность учебного года по Программе устанавливается в соответствии с календарным учебным графиком. Объем образовательной деятельности по используемым образовательным программам дошкольного образования устанавливается Учебным планом. Программа предусматривает занятия с 01.10.2021 по 31.05.2022г. Время в сетке работы занимает индивидуальная работа с детьми не более 20-25 минут на одного ребенка плюс 5-10 минут свободной деятельности. Количество занятий в неделю – 2. 31 Список литературы 1.Бабаева Е.А., Параничева Т.М. Подвижные игры на прогулке. – М., 2015 2.БаряеваЛ.Б., И.Г.Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др. Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой.Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. – СПб.: ЦДК проф.Л.Б. Баряевой, 2010.- 415 с. 3. Барсукова Н.Г., Вершинина Н.Б., и др. Музыка в детском саду - Волгоград, 2015 4.Веселова Е.И., Скрябина Е.М. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР. - М., ТЦ "Сфера", 2015 5.Вераксы Н.Е., Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 6.Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»). 7..Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М., 2014 8.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспект фронтальных занятийI период обучения. - М., 2014 9.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспект фронтальных занятийII период обучения. - М., 2014 10.Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР II уровня. М., 2014 11.Гулидова Т.В., Мышкина Н.А., Недомеркина И.Н. Проетобразовательное программы "Энциклопедия здоровья". Гулидова Т.В., - Волгоград, 2015 12.Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа.-Сп-б, 2014. 13.Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002. 14.Епифанова О.В. Автоматизация и дефференциация звуков - Волгоград, 2012 15.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 2015 16.Зацепина М.Б. Праздники и развлеченния в детском саду. - М., 2006 17.Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с. 18.Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду). 32 19.Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»). 20.Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму») 21.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. 33 Изменения и дополнения в Программу ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 34