Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 7 города Калуги (МБДОУ №7 г. Калуги) ПРИНЯТО педагогическим советом протокол № 1 от 27.08.2021 г. УТВЕРЖДЕНО: приказом № 191/01-10 от 31.08.2021 Дополнительная образовательная программа «Речевой калейдоскоп» социально-гуманитарной направленности для детей 4-7 лет (срок реализации 3 года) Калуга 1 Содержание: 1. Целевой раздел 3 1.1.Пояснительная записка 3 1.2.Цели и задачи Программы 3 1.3.Планируемые результаты освоения Программы 4 1.4.Система оценивая планируемых результатов 6 2. Содержательный раздел 6 2.1.Содержание Программы 6 2.1.1. Содержание Программы для детей 4-5 лет 6 2.1.2. Содержание Программы для детей 5-7 лет 7 2.2.Формы организации образовательного процесса 7 2.3. Принципы Программы 8 2.4. Описание образовательной деятельности в соответствии с речевым направлением развития ребенка 8 2.5. Структура занятий 9 2.6. Варианты тематических планов 10 3. Организационный раздел 30 3.1. Материальное обеспечение реализации Программы 31 3.2. Технические средства обучения 31 3.3. Особенности организации занятий 31 3.4. Формы подведения итогов реализации образовательной Программы 32 3.5. Учебный план 32 Список литературы 33 Методические материалы к Программе 33 Изменения и дополнения в Программу 35 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающими. Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносят все звуки уже к 3-4 годам. Другие говорят четко и ясно лишь в 6-7 лет. Даже среди первоклассников встречаются дети, которые неправильно произносят некоторые звуки, говорят слишком быстро или недостаточно отчетливо, пропускают звуки и “проглатывают” окончания слов. Как правило, эти дефекты вскоре сказываются на учебе. Все это убеждает: нужно с особым вниманием относиться к речевому развитию ребенка в дошкольные годы. Формирование активной речи во многом зависит от состояния слухового восприятия, развития речевого слуха: умения слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп, интонационную выразительность и т.д. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Фонематическое восприятие является необходимой базой для всего последующего образования и поможет подготовить ребенка к школе, создавая основу для обучения грамоте. Дополнительная общеобразовательная программа “Речевой калейдоскоп” направлена на всестороннее развитие ребенка 4-7 лет, социальную адаптацию, развитие коммуникативной и социально успешной личности. Программа основана на поэтапном формировании фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного. Дидактический материал простроен с учетом возрастных особенностей детей в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. В процесс обучения включено использование компьютерных технологий. Таким образом, ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звук. В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка. Программа предназначена для детей 4-7 лет. Наполняемость группы составляет не более 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25минут – непосредственно занятие и 5-10 минут свободная деятельность. 1.2. Цели и задачи Программы Цель: формирование фонематического восприятия предупреждения нарушений устной и письменной речи. у детей 4-7 лет для 3 Задачи: Воспитательные задачи воспитывать культуру речевого общения; воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику; воспитывать внимание; воспитывать организованность и самостоятельность; Развивающие задачи развивать фонематическое восприятие звука; развивать мелкую моторику, глазомер; расширять словарный запас; Обучающие задачи учить делить слова с открытыми слогами на части; учить составлять слова из слогов; учить выделять последовательность звуков в простых словах; учить звуковому анализу слова учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки; учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных; количество звуков в слове; учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой — моделью; Особенностью Программы является то, что она адаптирована для детей дошкольного возраста 4-7 лет и предполагает обучение детей в игровой форме. Программа предполагает: - одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что помогает пробудить у детей интерес к родному языку и родной речи. - проведение комплексных занятий по предупреждению и преодолению фонетикофонематического недоразвития у детей дошкольного возраста, такие занятия направлены на развитие у детей рече-мыслительной деятельности, на которых у детей развивается умение слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать. - развитие и совершенствования психических процессов детей, мелкой и общей моторики, что необходимо для подготовки руки к письму. - обучение детей в соответствии с предлагаемой системой занятий, которые обеспечивают формирование фонематического восприятия для предупреждения нарушений устной и письменной речи. 1.3. Планируемые результаты освоения Программы. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам. К концу первого года обучения дети должны знать/понимать: • Общение с взрослыми на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации. • Формируется умение выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации • Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница). • Умеет выделять первый звук в слове. • Рассказывает о содержании сюжетной картинки. • С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки. • Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку. • Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним. 4 • Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок). К концу второго года обучения дети должны знать/понимать: речь – это средство общения с другими детьми и взрослыми; названия предметов, игрушек, диких и домашних животных и их детенышей, птиц, предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта и их части; обобщающие слова, основные формы, цвета и оттенки предметов, слово состоит из звуков и слогов уметь: включаться в общение, слушать, понимать и отвечать на заданный вопрос; владеть активной речью; употреблять усвоенные слова в активной речи; правильно произносить звуки раннего онтогенеза, свистящие и шипящие, слова из 4-5 слогов со стечением согласных и фразы с ними; определять наличие и место заданного звука в слове, различать звуки по твердости-мягкости; уметь говорить спокойно с естественной интонацией, не перебивать взрослого; правильно образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму слова, качественные и относительные прилагательные. К концу третьего года обучения дети должны знать/понимать: речь – это средство общения с другими детьми и взрослыми; названия предметов, игрушек, диких и домашних животных и их детенышей, птиц, предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта и их части; обобщающие слова, основные формы, цвета и оттенки предметов, слово состоит из звуков и слогов уметь: правильно произносить звуки раннего онтогенеза, свистящие и шипящие, соноры, слова из 4-5 слогов со стечением согласных и фразы с ними; определять наличие и место заданного звука в слове, различать звуки по твердости-мягкости, звонкости –глухости, количество и порядок звуков в слове из 3-5 звуков, подбирать слова с определенным звуком дифференцировать при произношении и на слух звуки, сходные по артикуляции и по звучанию; уметь говорить спокойно с естественной интонацией, не перебивать взрослого, владеть интонацией; правильно образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму слова, качественные и относительные прилагательные, согласовывать слова в предложении; уметь делить двухсложные и трехсложные слова на слоги уметь применять символы и схемы в звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. 5 1.4. Система оценивания планируемых результатов Критерии оценки речи детей при итоговом психолого-педагогическом обследовании 1) Высокий уровень – правильное четкое звукопроизношение, легко умеет определять наличие и отсутствие звука в слове, место звука в слове, подбирать слова с заданным звуком, проводить слоговой анализ и синтез, проговаривать слова сложной звуко-слоговой структуры, предложения и тексты с этими словами. 2) Средний уровень – правильное четкое звукопроизношение в словах, предложениях, текстах, но недостаточно четкое произношение звуков в свободной речи в связи со стойким нарушением фонематического слуха, недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата в следствии неврологических заболеваний или низким уровнем самоконтроля, при этом ребенок умеет определять наличие и отсутствие звука в слове, место звука в слове, подбирать слова с заданным звуком, проводить слоговой анализ и синтез двусложных слов. 3) Низкий уровень - отсутствие положительной динамики, трудности постановки и закрепления правильного звукопроизношения звуков, низкий уровень самоконтроля, с ошибками определяет наличие и отсутствие звука в слове, место звука в слове, подбирает слова с заданным звуком, выполняет анализ и синтез двусложных слов. В таком случае ребенок направляется на повторное обследование к врачам-специалистам с указанием проблемы. Формы оценки эффективности программы: итоговые занятия совместные инсценировки стихов и литературных произведений малых форм выступления на групповых праздниках и родительских собраниях видеопроекты Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чем и заключается главная задача программы. 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание Программы Реализация программы предполагает использование различных методов и приемов. Основные методы обучения опираются на наглядно – действенное и наглядно – образное мышление детей. Использование игры, как ведущей деятельности, поможет максимально включить рече-двигательные, слуховые, тактильные и кинестетические анализаторов. Наглядные методы облегчают усвоение материала, способствуют развитию речевых умений и навыков. Из практических методов используются подражательные упражнения и игровые методы. В процессе логопедического воздействия применяются разнообразные словесные приемы (пояснение и объяснение). А также необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка – строение и подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, работоспособность. С одними детьми придется проводить больше артикуляционных упражнений и больше времени планировать на постановку звуков, с другими – больше внимания уделять развитию слухового внимания, восприятия, звукового анализа и т.д. 2.1.1. Содержание Программы для детей 4-5 лет 1. Обогащение словаря ребёнка: – введение в активный словарь новых слов и понятий; – реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций; – развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова; 6 – развитие умения использовать обобщающие слова для называния предметов, относящихся к одной группе. 2. Развитие грамматического строя детской речи: – формирование навыка употреблять конструкции типа «сказуемое + дополнения» (объект действия или существительное, обстоятельство или наречие); – формирование навыка употребления глаголов в будущем и прошедшем времени; – развитие умения согласования существительных и глаголов, изменения глаголов по лицам; – развитие умения пользоваться восклицаниями, вопросами. – развитие умения употреблять в речи прилагательные, наречие; – развитие умения составлять сложные и сложноподчиненные предложения. 3. Развитие эмоциональной выразительности речи: – развитие умения слушать и рассказывать стихотворения, потешки; – развитие умения говорить о рассматриваемых картинках. 4.Совершенствование звуковой стороны речи малыша: – развивать артикуляционный аппарат; – развивать способность к различению звуков языка; – формировать правильное произношение звуков. 2.1.2. Содержание Программы для детей 5-7 лет В данной программе представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей 5-7 лет. Дидактический материал построен в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Поэтому в системе работы по формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный. Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности: звуки окружающего мира; звуки, произносимые человеком (речевые звуки); гласны звуки; согласные звуки (без классификации); согласны твердые и мягкие; согласные звонкие и глухие. Параллельно даются понятия: слово; слог; предложение; ударение. 2.2. Формы организации образовательного процесса В качестве форм организации образовательного процесса применяются: дидактическая игра подвижная игра речевые игры и упражнения игры-задания создание игровых ситуаций сюрпризные моменты инсценировки сказок, рассказов 7 пересказ составление рассказа по картинке, серии картинок ИКТ (презентации, интерактивные речевые игры, речевые тренажеры) открытые занятия для родителей применение приемов здоровье сберегающих технологий (нейропсихологические упражнения, артикуляционная, мимическая, дыхательная, пальчиковая гимнастика, сказкотерапия, сказки-шумелки, биоэнергопластика и др.). 2.3. Принципы программы: 1) Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития» Выготский Л.С.); 2) Принцип последовательности (поэтапный процесс от простого к сложному); 3) Онтогенетический принцип (учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи); 4) Дидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.). Одним из необходимых условий успешной работы по развитию правильного звукопроизношения является ведение документации, позволяющей: фиксировать результаты первичного психолого-педагогического обследования ребенка, планировать этапы обучения в зависимости от уровня подготовленности ребенка и его трудностей в освоении правильного звукопроизношения, закрепление навыков правильной речи в домашних условиях, итоговое психолого-педагогическое обследование. 2.4. Описание образовательной деятельности в соответствии речевым направлением развития ребенка. Первый этап включает следующие направления: Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Проводится дифференцированная мимическая гимнастика, самомассаж. Цель: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Нормализация моторики артикуляционного аппарата. Разучиваются упражнения артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика постепенно усложняется, и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на улучшение качества артикуляционных движений, (точность, ритмичность, переключаемость и др.) Нормализация голоса, просодики, речевого дыхания, мелкой моторики пальцев рук. Упражнения в работах И.И. Ермаковой, Л.В. Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Е.Ю. Румянцевой др. Все упражнения первого этапа постепенно усложняются. На втором этапе работы отрабатываются новые произносительные умения и навыки. Направлениями второго этапа являются: Выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляцию свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев на первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движений, выполняемых четко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль. Последовательность действий, предлагаемых детям, такова. 1) Смотри в зеркало, делай как я. 2) Смотри в зеркало на себя и выполняй следующие упражнения. 3) Посмотри внимательно на себя в зеркало. В каком положении губы, язык. 8 4) Закрой рот. Проглоти слюну и расскажи, как выполнял упражнения. 5) Выполни ещё раз эти движения. Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения. В зависимости от наличия патологической симптоматики в артикуляционной области, от степени ее выраженности индивидуально определяется последовательность работы над звуками. Развитие фонематического слуха. Работа проводится традиционно по 6 этапам. Вызывание конкретного звука. Используются классические приёмы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами). Автоматизация и дифференциация звука в речи детей. в слогах разной структуры, звуки произносятся утрированно, в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине), в предложении, насыщенном контрольным звуком. Третий этап работы выработка коммуникативных умений и навыков. Формирование у ребенка навыков самоконтроля. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении выработка у ребенка навыка самоконтроля. 2.5. Структура занятий Занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы в нее вносятся изменения. Каждое занятие предусматривает вариативность используемой структуры занятия. Занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Последовательность этих частей или структура занятий способствует постепенному вовлечению в работу всех мозговых структур и является наиболее результативной. Модель структуры занятия: 1 и 2 модуль 1. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью. 2. Массаж или самомассаж. 3. Мимические упражнения. 4. Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. 5. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Преодоление нарушений слоговой структуры. 6. Постановка звука. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти. 7. Автоматизация звука в слогах. - Автоматизация звука в словах. - Автоматизация звука в словосочетаниях. - Автоматизация звука в предложениях. - Автоматизация звука в чистоговорках. - Автоматизация звука в загадках и стихах. 9 - Автоматизация звука в самостоятельной речи с развитием лексикограмматического строя речи. 8. Обучение рассказыванию. Развитие воображения. 9. Развитие познавательных процессов. 2.6. Варианты тематических планов Тематический план для детей 4-5 лет Период Основное содержание работы Тема Цель 1неделя «Как малышу 1)Создание условий для октября маму нашли» понимания важности умения говорить правильно; 2) закрепление звуков Т, Д. Н в чистоговорках. 2 неделя «Выросло из 1)Сравнение октября зернышка как средство выразительной золотое характеристики предмета; солнышко» 2) обучение классификации; 3)развитие мелкой моторики 3 неделя «Где я живу» октября Развитие творческого воображения, умения связывать предложения при составлении рассказа. 4 неделя «Сложные октября овощи» 1)Закрепление знаний об овощах; 2)развитие умения находить в запутанных словах два слова; 3)упражнение в произношении чистоговорок 1неделя ноября Путешествие в мир звуков Знакомство с миром звуков (звенящие, шуршащие, гремящие ит. д.) ; 2)развитие мелкой моторики 2 неделя В гостях у 1)Описание осени по ноября волшебного наблюдениям и картинке; круга 2)закрепление времени года и Форма работы 1. Слушание сказки. 2. Беседа о том, как хорошо уметь рассказывать правильно. 3. Чистоговорки ЗКР Т, Д, Н. Р. М. Хамидулина стр. 14,15 1. Сравнение на основе загадок. 2.Классификация: растения осенью, овощи. 3. Лепка «Плакетка – «виноград». Р. М. Хамидулина стр. 18,20 1.Рассматриване иллюстраций «Комната детская». 2. Составление рассказа «Моя комната» 3.Выкладывание из палочек: дом, мебель. 1. Беседа «Что растет на огороде» 2. Чтение стихотворения «Овощи» М. Кончаловской. 3. Нахождение запутанных слов расшифровка этих слов. 4. Придумывание сложных слов из заданных двух. 5. Чистоговорки К, Г, Х, И. Мнемотаблица (использование при повторении) 1. Экскурсия по лесу. 2. Чтение стихотворения Д. Ривза «Шумный Ба-Бах». А. Барто «Игра в слова» В. Орлова «Ворона» 3. Обрывание бумаги. Р. М. Хамидулина стр. 21-22 1.Рассматривание волшебного круга (времена года, месяцы). 10 месяцы, сравнения, чистоговорки. 3 неделя Спой ноября стихотворени е (о снеге, зиме) 1)Развитие внимания, музыкального слуха интонационной выразительной речи; 2)умение высказывать и объяснять почему именно эту мелодию выбрали для стихотворения; 3)развитие мелкой моторики. 4 неделя Дуб дождя и 1)Закрепление сравненивать ноября ветра вовсе не два предмета; боится 2)знакомство с классификацией деревьев (лиственные и хвойные); 3)упражнение в рисовании коротких отрывистых линий. 1неделя Невероятные 1)Обучение творческому декабря истории рассказыванию из личного опыта; 2)развитие связной речи, мышления, воображения, фантазии; 3)умения давать характеристику интересным историям 2 неделя Секреты декабря волшебной речи. Интонации 1)Знакомство с интонацией, окраской голоса (тембром, как средством выразительности речи; 2)умение использовать это в драматизации 3 неделя Толя и Миша 1)Формирование декабря собираются на умения образовывать формы прогулку родительного падежа множественного числа существительных; 2)развитие мелкой моторики 4 неделя Желаете чаю Знакомство с неизменяемыми декабря или кофе? словами Вам шубу или пальто? Знако 2.Чтение «Старик-годовик» 3. Сравнение Д/игра «Что на что похоже». 4. ЗКР звуки [С],[СЬ],[З],[ЗЬ]. Р. М. Хамидулина стр. 23-24 1. Чтение стихотворения. 2. Вопросы, требующего логичесого ответа, объяснения. 3. Музыкальное исполнение стихотворения. 4.Коллективная работа «Выпа л снег» (обрывание) 1. Рассмотривание и сравнение дуба и ели. 2. Д/игра «Раздели деревья на две группы». 3. Заучивание стихотворения «Дуб». 4. Рисование «Ветка ели» 1. Рассказ воспитателя интересной истории про себя. Можно прочитать что то из «Денискиных рассказов» 2. Детские сочинения и рассказы из личного опыта. 3. Чья история понравилась больше, почему? 4. Чистоговорки звук [Ш] потешка «Шапка да шубка, вот и весь мишутка» 1. Д/игра «Это кто так говорит» (по интонации и тембру узнать кто так может сказать. 2. Беседа по сказке «Красная шапочка» (использовать фланелеграф). 3. Драматизация сказки «Теремок» Р. М. Хамидулина стр. 30 1. Д/игра «Чего не стало» 2. Д/игра «Чего не хватает, чтобы пойти на прогулку?» 3. Рисование «Ёлочные шары» О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 99-100 1. Сюжетно-ролевая дидактическая игра «Кофетерий», «Ателье» О. С. Ушакова «Придумай 11 мство с неизменяемы ми словами 2 неделя Петрушкины Формирование января команды умения образовывать формы единственного числа глагола «хотеть», формы повелительного наклонения глаголов «рисовать», «танцева ть». 3 неделя Почтальон января принес открытки 4 неделя Слова января дорожки Формирование умения образовывать форму настоящего времени глаголов. - Закрепление знаний коротких и длинных словах. Умение рисовать горизонтальные короткие и длинные дорожки. 1 неделя Кто больше 1)Закрепление слов февраля слов скажет обозначающих качества, признаки и действия независимо от внешнего вида, а и определяя черты характера животных; 2) развитие мелкой моторики. 2 неделя Путешествие февраля в город «Спаси боград» Знакомство с различными формами приветствия, прощания, обращения с просьбой 3 неделя Предложил 1)Закрепление слов, февраля мне хитрый противоположных по смыслу; кот делать всё 2)развитие логической памяти наоборот. Слово» стр. 100 1. Команды Петрушки. 2. Дети просят Петрушку выполнить команды. 3. Зайкина гимнастика (физкультминутка). 4. Д/игра «Вы хотите – мы хотим» О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 101-102 1. Рассматривание открыток для каждого ребенка. 2. Дети вспоминают свою открытку (кто, что на ней делает). 3 Повторение чистоговорок ЗКР [Ж] О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 101-102 1. Сравнение снежинки и снега,слов: снег – снежинка. Как говорим? (быстро, долго). 2. Выкладывание букв на короткую и длинную дорожку. 3. Рисование дорожек (длинное слово – длинная дорожка и наоборот). 1. Загадки о животных. Почему отгадали? (по описанию внешнего вида, по характеру, по выполнению действий). 2. Д/игра «Кто больше слов скажет» 3.Лепка «Пингвин» по контуру из шариков Развитие речи и творчество О. С. Ушакова стр. 25 1. Как попасть в сладкий город Спасиоград? 2. Чтение стихотворений А. Барто «Стихи о школьнике одном», О. Дриз «Добрые слова», И. Красильникова «Доброе утро». С.Маршак «Невежливая вежливость» Р. М. Хамидулина стр. 34-35 1. Упражнение на развитие логической памяти. 2. Слова-наоборот. Д/игра "Слова-наоборот», «Как сказать 12 4 неделя Дождик февраля капал, моросил, припускал, стучал, косил. 1неделя марта 1)Формирование умения подбирать синонимы к заданным словам; 2)образовывать новые конструкции с помощью суффиксов Какие бывают Знакомство с многозначными иголки словами. Упражнения в подборе однокоренных слов. Закрепление умения согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже 2 неделя Кого можно Знакомство с многозначными марта гладить словами обучение творческому рассказыванию. 3 неделя В гостях марта лесника у Закреплять умения подбирать однокоренные слова. Побуждение к составлению творческого рассказа. 4 неделя Приключение марта Маши в лесу Обучение составлению сказок. Дифференциация звуков [Щ],[Ч] наоборот». 3. Расколдуй картинку Р. М. Хамидулина стр. 31-32 О. С. Ушакова стр. 128-129 1. Д/игра «Кто скажет точнее» 2. Что делает дождь? 3. Придумай другое слово. 4. Помоги Петрушке выбрать слово. 5. Выкладывание букв из ниток на фланелеграфе. Р. М. Хамидулина стр. 37 1.Загадка: отгадайте какое слово есть у каждого портного… какие иглы есть? 2. Чтение стихотворения Б. Заходер «Что ж ты ёж такой колючий» 3.Рисование «Ежи» (штрихо вка) Развитие речи и творчества О. С. Ушакова стр. 25 Стихотворение «Глажу платье утюгом» Кого можно погладить? Что можно погладить? 2. Чтение стихотворения «Что растет на елке?» 3. Составление рассказа обелочке по стихотворению. 4. Лепка «Белочка» Развитие речи и творчества О. С. Ушакова стр. 26 1. Беседа (использовать картину леса). 2. Загадки. Описание белочки (признаки, действия). 3. Составление рассказа о белочке. Предлагая детям план в естественной разговорной форме. 4. Рисование «Белочка» по трафарету Развитие речи и творчества О. С. Ушакова стр. 28 1. Д/игра «Кто это ползет» (загадки, стихи о лесных обитателях) 2. составление сказки «Приключения Маши в лесу» (помощь в виде плана – вопросов) 3. Какой звук прччется в 13 1 неделя Ты кто? апреля Формирование умения употреблять в речи глаголы. Называть признаки предметов. 2 неделя Таня веселая Формирование подбирать апреля и грустная антонимы к прилагательным и глаголам. Развивать мелкую моторику рук 3 неделя Почему так Формирование умения апреля называют? объяснять происхождение (этимологию) н екоторых слов. Закрепление однокоренных слов. 4 неделя Бывает апреля бывает не Формирование умения: -воспринимать на слух простые предложения и представлять ситуации, о которых в них говорится; -объяснять значение слов и словосочетаний 2 неделя День Победы мая Закрепление знаний о патриотических праздниках и почему отмечают День Победы. Расширение знаний о ВОВ. Развитие мелкой моторики. словах В. В. Гербова Развитие речи в детском саду стр. 60 1. Кукла Таня читает стихотворение А. Барто «Козленок» 2.Вопросы: «Что делает Таня? Что Таня делает сейчас? Что умеет делать? Что вы умеете делать? 3. Д/игра «Ты кто?» - у каждого картинка с животным (какой ты, что умеешь делать) 4. Рисование по трафаретам «Придумай слово» О. С. Ушакова стр. 113-114 1. История про Таню и котенка, обсуждение. 2. Дети сочиняют историю про Таню, где она была сначала грустной, а потом веселой (про котенка не повторять) Например: один ребенок рассказывает одну историю грустную, а другой продолжение – веселую. «Придумай слово» О. С. Ушакова стр. 115 1. Загадка про подосиновик. (почему так называется) 2. Разбор слов (подснежник, ушанка, снегопад и т. д.) 3. Д/игра «Подбери другие слова», «Собери бусинки на ниточку» (мелкая моторика «Придумай слово» О. С. Ушакова стр. 117-118 1. Небылицы от Незнайки. 2. «. Д/игра «Бывает не бывает» 3. Что это значит? (мчится, лакает, бубнит, на цыпочках и т. д. 4.Конструирование «ЛЕГО» п о замыслу (мелкий набор) «Придумай слово» О. С. Ушакова стр. 120 1. Вступительная беседа о том, какие праздники знают. Как во всех городах готовятся к Дню Победы? 2. Чтение и заучивание 14 3 неделя Как лиса Обучение пересказыванию мая зайцев помощь инсценировки обманывала 4 неделя Как лиса Обучение пересказыванию мая терем строила помощью инсценировки Период I октябрь, первая половина ноября стихотворения Т. Белозерова «Праздник Победы» 3.Коллективная работа «Звезд а с Георгиевской лентой» пластилинграфия из шариков с 1. Чтение сказки «Как лиса зайцев обманывала» 2. Словарная работа 3. Кто на картинке? (дети по загадке отгадывают) 4. Сравнение лисы и зайца 5. П/игра «Лиса и зайцы» 6. Повторное чтение 7. Инсценеровка сказки Т. А Куликовская «Сказки-пересказки» стр. 7 с 1. Чтение сказки «Как лиса терем строила» 2. Словарная работа 3. Д/игра «Подбери словечко» 4. П/игра «Лиса и зайцы» 5. Повторное чтение 6. Инсценеровка сказки Т. А Куликовская «Сказки-пересказки» стр. 11 Тематический план 1 для детей 5-6 лет Звуковая сторона речи Основное содержание работы Произношение Фонематическое восприятие Выработка Развитие способности дифференцированных узнавать и различать движений органов неречевые звуки. артикуляционного Развитие способности аппарата. узнавать и различать Развитие речевого звуки дыхания. Уточнение речи по высоте и силе правильного произношения голоса. сохранных звуков: Дифференциация гласные — [а], [у], [и], [о], речевых и неречевых [э], [ы], согласные — [м] — звуков. [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], Развитие слухового [т] — [т’], [к] — [к’], внимания к звуковой [ф] — [ф’], [д] — [д’], оболочке слова, [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — слуховой [г’] и т. д. Произнесение памяти. ряда гласных на твердой и Различение слогов, мягкой атаке, с различной состоящих из силой голоса и интонацией: правильно • изолированно; произносимых звуков. • в слогах Знакомство детей с (воспроизведение звукоанализом Развитие речи Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода. Закрепление навыка употребления категории числа и 15 II Вторая половина ноября — первая половина февраля слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов); • в словах; • в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков; • изолированно; • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. Автоматизация произношения вновь поставленных звуков: • изолированно; • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове. Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук. лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. Составление предложений по демонстрации действий, картинке. Объединение этих предложений в короткий текст. Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: • дифференцируемые звуки; • определенный заданный звук. На этом же материале: • определение места звука в слове; • выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге; Закрепление в самостоятельной речи навыка: • согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; согласования порядковых числительных с существительными. Закрепление умения: • подбирать однокоренные слова; • образовывать 16 Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся: • по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’]; • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; а также: • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах. • осуществление анализа и синтеза прямого слога; • выделение согласного звука в начале слова; • выделение гласного звука в конце слова. Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий звук» и «глухой — звонкий». Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): • по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]); • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах; сложные слова; • составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам; • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. 17 III Вторая половина февраля — май Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. Дифференциация звуков по месту образования: • [с] — [ш], [з] — [ж]; • [р] — [л]; • в прямых и обратных слогах; • в слогах со стечением трех согласных; • в словах и фразах; • в стихах и коротких текстах; • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. • составление предложений с определенным словом; • анализ двусловного предложения; • анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей графической схеме. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове (спеллинг). Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. Составление слов из заданной последовательности звуков. Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметнопрактической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи. Закрепление правильного произношения звуков. Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата. Совершенствование дикции. Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний. Совершенствование интонационной выразительности речи. Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков. 18 Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи. Тематический план № 2 для детей 5-6 лет п/п №Кол-во занятий Тема занятия 1 1 Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционная гимнастика для постановки звуков свистящих. 2 2 3 3 Подготовительные упражнения и вызывание свистящих звуков. Игры-звукоподражания «Сдувается шарик», «Звенит комар», «Зайчики прыгают». Анализ артикуляции звука С. Автоматизация в слогах прямых и обратных. 4 2 Автоматизация звука С в слогах со стечением согласных, в словах в начале слова. 5 2 Автоматизация звука С в словах, где звук С стоит в разной позиции. 6 2 Автоматизация звука С в словах, фразах, чистоговорках. 7 3 Автоматизация звука С в словах со стечением согласных, в предложении, стихах. 8 2 Автоматизация звука С в словах с двумя звуками С, в предложении (чистоговорки) и стихах («Самолет», «Санки») 9 2 Автоматизация звука С в стихах («Собачка», «Соня»), загадках, пословицах с утрированным произношением отрабатываемого звука. 2 Автоматизация звука С в тексте (серия картинок «Костя и собачка», сказки «Репка», «Лисичка со скалочкой») Дифференциация С-Сь в словах, фразе, предложении, связной речи. 2 Навыки слухового восприятия и звукового анализа и слежения за собственной речью Деление предложения на слова. Игра «Правильнонеправильно» Деление слов на слоги. Игра «Поймай звук». Игра «Поймай звук», «Правильнонеправильно» Анализ слогов АС, ОС, СА, СУ. Определени е места звука в слове. Игра «Подарки для звука С» Определени е какой по счету звук С в слове (1,2,3) Составление предложений по предметной картинке со словами на звук С. Выделение на слух звука С в стихах и пересказах. Выделение на слух звука С в тексте сказки. Игры «Подари подарки», «Кто больше назовет слов на звук С,Сь» 19 2 Постановка звука З. Автоматизация в слогах прямых и обратных. 3 Автоматизация звука З в словах. Составление предложений с этими словами. 2 Автоматизация звука З в слогах со стечением согласных, фразах, чистоговорках. 2 Автоматизация звука З в словах с двумя звуками З, в предложении (чистоговорки) и стихах («Зайка», «Звонок») Автоматизация звука З в тексте (серия картинок «Зайчик», сказки «Кто сказал МЯУ ?», «Кролик и лис») 2 2 Дифференциация С-З в словах, фразе. 2 Постановка звука Ц. Автоматизация в слогах прямых и обратных. Автоматизация звука Ц в слогах, словах, 2 фразе. 2 Автоматизация звука Ц в предложении (чистоговорки) и стихах («10 цыплят», «Цветок»). 2 Автоматизация звука Ц в тексте (сказки «Лиса и цапля», «Цыпленок и утенок») 4 Дифференциация С-Ц среди звуков, слогов, в словах, фразе. 3 Дифференциация звуков С-Ц в предложении, стихах. 2 Дифференциация звуков С-Ц в тексте («Лисенок и цыпленок») 2 Дифференциация звуков С-Ц в словах, где присутствуют оба звука, сцапать, цвести, песец. Анализ слогов типа АЗ, ЗА, АЗА Игра «Поймай звук», «Правильнонеправильно» Определени е места звука в слове. Игра «Подарки для звука З» Составление предложений по предметной картинке со словами на звук З. Игры «Подари подарки», «Кто больше назовет слов на звук С,З» Игра «Поймай звук», «Правильнонеправильно» Игра «Подарки для звука Ц» Выделение на слух слов со звуком Ц из чистоговорок, предложений, стихов. Слежение за правильной собственной речью. Игра «Подари подарки Соне и Цыпленку» Выделение на слух слов со звуком С,Ц из чистоговорок, предложений, стихов. Игра «Подарки для звука Щ» Игра «Кто больше назовет 20 2 Дифференциация звуков С,З,Ц в тексте (составление рассказов по картине и серии картин, пересказы изученных сказок) 2 Дифференциация звуков С,З,Ц в свободной речи при дидактических играх, придумывании собственных сказок. № К ол-во п/п занятий Тематический план № 3 для детей 5-6 лет Тема занятия 1 1 Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционная гимнастика для постановки звуков шипящих. 2 2 Подготовительные упражнения и вызывание шипящих звуков. Игры-звукоподражания «Поезд», «Змея шипит», «Жук». 3 3 Постановка звуков Ч или Щ (что лучше пойдет).Разбор артикуляции по профилю. 4 2 Постановка звука Ч. Автоматизация в слогах прямых и обратных. 5 2 Автоматизация звука Ч в слогах, где звук Ч стоит в разной позиции. 6 2 Автоматизация звука Ч в словах со стечением согласных 7 3 Автоматизация звука Ч в словах, фразах, чистоговорках. 8 2 Автоматизация звука Ч в предложении (чистоговорки) и стихах («Качели», «Черепаха») слов со звуком С,Ц» Выделение на слух слов со звуком Щ из чистоговорок, предложений, стихов. Слежение за правильной собственной речью. Навыки слухового восприятия и звукового анализа и слежения за собственной речью Деление предложения на слова. Игра «Правильнонеправильно» Деление слов на слоги. Игра «Поймай звук». Игра «Поймай звук», «Правильнонеправильно» Анализ слогов АЧ, ОЧ, ЧА, ЧУ. Определен ие места звука в слове. Игра «Подарки для звука Ч» Определен ие какой по счету звук Ч в слове (1,2,3) Составлен ие предложений по предметной картинке со словами на звук Ч. 21 9 Автоматизация звука Ч в стихах («Бычок», «Девочки и мальчики»), загадках, пословицах с утрированным произношением отрабатываемого звука. 2 Автоматизация звука Ч в тексте (сказки «Заячья избушка», «Лисичка со скалочкой») 2 2 Дифференциация Ч-Ц в словах, фразе. 4 Постановка звука Щ. Автоматизация в слогах прямых и обратных. 3 Автоматизация звука Щ в словах. Составление предложений с этими словами. 2 Автоматизация звука Щ в словах, фразах, чистоговорках. 2 Автоматизация звука Щ в предложении (чистоговорки) и стихах («Щука», «Щенок»). 2 Автоматизация звука Щ в тексте (сказки «Заячья избушка», «Лисичка со скалочкой») 2 Пересказ сказок («По щучьему велению», «Кто сказал мяу?»), составление рассказа по серии картинок. 2 Дифференциация звуков Ч-Щ в слогах, словах. 2 Дифференциация звуков Ч-Щ в стихах, тексте 2 Диффренциация звуков Ч-Щ при составлении собственной сказки с героями на звуки Ч,Щ. 2 Постановка звука Ш. Автоматизация в слогах прямых и обратных. 2 Автоматизация звука Ш в слогах, где звук Ш стоит в разной позиции. Выделение на слух звука Ч в стихах и пересказах. Выделение на слух звука Ч в тексте сказки. Игры «Подари подарки», «Кто больше назовет слов на звук Ч,Ц» Анализ слогов типа АЩ, ЩА, АЩА Игра «Поймай звук», «Правильнонеправильно» Игра «Подарки для звука Щ» Игра «Кто больше назовет слов со звуком Щ» Выделение на слух слов со звуком Щ из чистоговорок, предложений, стихов. Слежение за правильной собственной речью. Игра «Подари подарки Чайке и Щуке» Игра «Кто больше подберет слов со звуками Ч-Щ» Слежение за правильной собственной речью. Игра «Поймай звук», «Правильнонеправильно» Анализ слогов АШ, ШО, 22 УШУ. 4 Автоматизация звука Ш в слогах со стечением согласных, в словах в начале слова 3 Автоматизация звука Ш в словах, фразах, чистоговорках. 2 Автоматизация звука Ш предложении (чистоговорки) и стихах («Мышонок и мышь», «Мошка», «Пушок») 2 Автоматизация звука Ш стихах, загадках, пословицах, коротких текстах, с утрированным произношением звука в тексте. Автоматизация звука Ш в тексте (серия сюжетных картинок «Мышонок и шарик», сказка «Петушок и бобовое зернышко») 2 Дифференциация С-Ш среди звуков, слогов, слов 2 2 Дифференциация С-Ш в словах, фразе. 2 Дифференциация звуков С-Ш в тексте (пересказ текстов «Старушка», «Саша и Соня») 2 Дифференциация звуков С-Ш в словах, типа Саша, пушистый, солнышко. 2 Дифференциация звуков С-Ш в чистоговорках (типа Пушистая кошка на солнышке сушит шерстку на спинке, хвостик и уши) 2 Дифференциация звуков С-Ш в стихах («Старушка шила сапожки») 2 Постановка звука Ж. Автоматизация в слогах прямых и обратных. 2 Автоматизация звука Ж в слогах, где звук Ж стоит в разной позиции. 2 Автоматизация звука Ж в слогах со стечением Определен ие места звука в слове. Игра «Подарки для звука Ш» Игра «Кто больше назовет слов со звуком Ш» Выделение на слух звука Ш стихах и пересказах. Выделение на слух звука Шв тексте сказки. Игра «Подари подарки бабушке Шуре и девочке Соне» Игра «Кто больше подберет слов со звуками С-Ш» Составлен ие предложений по предметной картинке со словами на звуки С,Ш. Определен ие какой звук С или Ш в слове звучит первым, а какой вторым. Слежение за правильной собственной речью. Слежение за правильной собственной речью. Игра «Поймай звук», «Правильнонеправильно» Анализ слогов АЖ, ЖО, УЖУ. Игра 23 согласных, в словах в начале слова 2 2 2 2 2 2 2 2 2 «Подарки для звука Ж» Автоматизация звука Ж в словах, фразах, Определен чистоговорках. ие места звука в слове. Автоматизация звука Ж предложении Игра «Кто (чистоговорки) и стихах («Жук», «Ежик», «Жаба») больше назовет слов со звуком Ж» Автоматизация звука Ж стихах, загадках, Выделение пословицах, коротких текстах, с утрированным на слух звука Ж произношением звука в тексте. стихах и пересказах. Автоматизация звука Ж в тексте (серия Выделение сюжетных картинок «Женя и Шарик», сказка «Жадная на слух звука Ж в жаба») тексте сказки. Дифференциация З-Ж среди звуков, слогов, слов Игра «Подари подарки бабушке Зое и девочке Жене» Дифференциация З-Ж в словах, фразе. Игра «Кто больше подберет слов со звуками З-Ж» Дифференциация звуков З-Ж в тексте (пересказ Составлен текста «Зоя и Женя», «Зеленый жук») ие предложений по предметной картинке со словами на звуки З, Ж. Дифференциация звуков З-Ж в словах, типа Определен железо, задвижка, зажим. ие какой звук С или Ш в слове звучит 1, а какой 2. Дифференциация звуков З-Ж в стихах . Слежение за правильной собственной речью. Тематический план № 4 для детей 5-6 лет Развитие правильного звукопроизношения в текстах Раздел Прибаутки, потешки, чистоговорки Считалки, загадки, скороговорки Пословицы, поговорки Рассказы-описания (о предмете, животном и др.) Сказки Пересказы Составление рассказа по картинке Составление рассказа по серии картин Самостоятельное придумывание сказок (би-ба-бо, Количество занятий 2 4 2 4 7 3 3 3 3 24 настольный, пальчиковый) Итого: Период I Сентябрь, октябрь 31 Тематический план № 1 для детей 6-7 лет Произношение Развитие речи 1. Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’] и др. В соответствии с индивидуальными планами занятий. 2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. 3. Формирование грамматически правильной речи. 4. Закрепление правильного произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п’], [э], [т], [т’], [к], [к’], [м], [м’], [л’], [о], [х], [х’], [j], [ы], [с]. 2. Различение звуков на слух: гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), согласных — [п], [т], [м], [к], [д], [к’], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], [р’], [с], [с’], [з], [з’], [ц] в различных звукослоговых структурах и словах без проговаривания. 3. Дифференциация правильно произносимых звуков: [к] — [х], [л’] — [j], 1. Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов. Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли ... собаки). Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает...); способом присоединения суффиксов (мех — меховой — меховая, лимон — лимонный — лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад); к словам с уменьшительноласкательным значением (пенек, лесок, колесико). Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением (Валя Развитие речевого слуха 1. Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонематического восприятия). Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух — трех гласных (аи, уиа). Анализ и синтез обратных слогов, например «ам», «ит»; выделение последнего согласного из слов («мак», «кот»). Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов, например: «ком», «кнут». Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов: «суп», «кит» (все 25 [ы] — [и]. 4. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двухи трехсложных) в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение сложных звукослоговых структур слов и предложений с такими словами II Ноябрь, декабрь, январь, февраль читает книгу). Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. Заучивание текстов наизусть. 1. Постановка и 1. Развитие внимания первоначальное к закрепление звуков: [т], изменению [б], грамматических форм [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], слов [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], в зависимости от [ш] рода, в соответствии с числа, падежа, индивидуальными времени планами. действия 2. Преодоление Усвоение наиболее затруднений в сложных форм произношении трудных множественного по числа структуре слов, существительных состоящих (пальто, из правильно торты, крылья...). произносимых звуков Усвоение форм (строительство, множественного космонавт и др.). числа 3. Формирование связной, родительного падежа грамматически существительных правильной (много — речи с учетом яблок, платьев). индивидуальных Привлечение особенностей детей. внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались ... белкой. Дети кормили ... белку); к согласованию прилагательных с упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза проводятся в игровой форме). Звуковой анализ слов Деление слов на слоги. Звуко-слоговой анализ слов, таких, как косы, сани, суп, утка. Составление схемы слов из полосок и фишек. Звуки гласные и согласные; твердые и мягкие. Качественная характеристика звуков. Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). 26 III Март, апрель, май, июнь Исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. 1) Закрепление правильного произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков. 2) Различение на слух: [ч] — [т’] — [с’] — [щ], [ц] — [т’] — [с], [щ] — [ч] — [с’] — [ш]. 3) Дифференциация правильно произносимых звуков: [ч] — [т’], [ч] — [с’], [ц] — [с], [щ] — [ш], [щ] — [ч], [щ] — [с’]. 4) Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи. существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой ... мишка, большая ... кошка, большие ... кубики);к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе. Связная речь Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения. Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин, составление описаний. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. Инсценировки 27 сказок, рассказов, самостоятельное придумывание сказок с использованием различных видов театра. Тематический план № 2 для детей 6-7 лет Кол-во № занятий п/п 1 1 2 2 3 3 4 2 5 2 6 2 7 3 8 2 9 2 2 2 Тема занятия Навыки слухового восприятия и звукового анализа Знакомство с органами артикуляции. Деление Артикуляционная гимнастика для постановки звуков Л, предложения на Р. слова. Подготовительные упражнения и вызывание Деление звуков Л, Р. Игры-звукоподражания «Самолет», слов на слоги. «Трактор». Постановка звуков Л,Р (что лучше Игра пойдет).Разбор артикуляции по профилю. «Поймай звук», «Правильнонеправильно» Постановка звука Л. Автоматизация в слогах Анализ прямых и обратных. слогов АЛ, ОЛ, ЛА, ЛО. Автоматизация звука Л в слогах, где звук Л Определен стоит в разной позиции. ие места звука в слове. Автоматизация звука Л в словах со стечением Игра согласных «Подарки для звука Л» Автоматизация звука Л в словах, фразах. Определен ие какой по счету звук Л в слове (1,2,3) Автоматизация звука Л в предложении Составлен (чистоговорки) и стихах («Булавка», «Молоток») ие предложений по предметной картинке со словами на звук Л. Автоматизация звука Л в стихах («Лодка», Выделение «Солнечный лучик»), загадках, пословицах с на слух звука Л в утрированным произношением отрабатываемого стихах и звука. пересказах. Автоматизация звука Л в тексте (сказки Выделение «Колобок», «Лисичка со скалочкой») на слух звука Л в тексте сказки. Дифференциация Л-Ль в словах, фразе. Игры «Подари подарки», «Кто больше назовет 28 4 Постановка и автоматизация звука Р или Рь в слогах.(какой быстрее поставлен) 3 Автоматизация звука Р или Рь в словах. Составление предложений с этими словами. 2 Автоматизация звука Р или Рь в словах со стечением согласных. Уточнение артикуляции звука Р по профилю, сравнение его со звуком Рь. Составление предложений со словами-действиями со звуком Р или Рь. Подбор имен со звуком Р, Рь. 2 Автоматизация звука Р или Рь в чистоговорках, предложениях, стихах («Грузовик», «Красный стих», «Рыжий котенок») 2 2 Пересказ сказок («Теремок», «Зайкина избушка»), составление рассказа по серии картинок. 2 Дифференциация звуков Р-Рь в слогах, словах. 2 Дифференциация звуков Р-Рь в стихах, тексте 2 Диффренциация звуков Р-Рь при пресказе сказкок «Репка», «Курочка Ряба». 2 Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль в слогах, словах. (Слоговые дорожки типа лар-рал, рыл-лыр) Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль в словах, 2 фразе. 4 Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль в тексте рассказов, сказок «Пожар в лесу», «Кот, петух и лиса», «Лис и кролик», стихах 3 Совместные игры, чтение стихов, загадывание загадок, беседа по темам «Фрукты», «Одежа», «Обувь» слов на звук Л,Ль» Анализ слогов типа РА, АРА, ТРА. Игра «Поймай звук», «Правильнонеправильно» Игра «Подарки для звука Р» Определен ие места звука в слове. Выделение на слух слов со звуком Р из чистоговорок, предложений, стихов. Слежение за правильной собственной речью. Игра «Подари подарки Розе и Рите» Игра «Кто больше подберет слов со звуками Р,Рь» Слежение за правильной собственной речью. Игра «Подари подарки Рае и Ладе» Игра «Замени букву» Выделение на слух слов со звуком Р и Л из чистоговорок, предложений, стихов. Слежение за правильной собственной речью. 29 Тематический план № 4 для детей 6-7 лет Развитие правильного звукопроизношения в текстах Раздел Прибаутки, потешки, чистоговорки Считалки, загадки, скороговорки Пословицы, поговорки Рассказы-описания (о предмете, животном и др.) Сказки Пересказы Составление рассказа по картинке Составление рассказа по серии картин Самостоятельное придумывание сказок (би-ба-бо, настольный, пальчиковый) Итого: Количество занятий 2 4 2 4 7 3 3 3 3 31 3. Организационный раздел 3.1. Материальное обеспечение реализации Программы Столы, стулья Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы. Настенное зеркало, для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением. Зеркала 9х12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на занятии. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда. Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики. Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением. Различные речевые игры. Методическая литература. орми рован ие прави льног о звуко произ ноше ния Ф Примерный перечень дидактических игр, пособий, раздаточного материала для занятий раздел № Название Количество п/п Тренажер развитию коммуникативных навыков (методические 1 рекомендации, диск) Изд-во «Учитель» 1 1 30 3 4 3 Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания: - «Вата» - «Султанчики» - «Загнать мяч в ворота» - «Осенние листья» - «Цветы» - «Мишуринки» - «Дождик» - «Снежинки» - «Пушинки» - «Машинки» 4 Наборы картинок для сопровождения артикуляционной гимнастики. 5 Набор картинок для развития мимических мышц По кол-ву детей 5 5 5 6 7 8 9 6 Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам 7 Игрушки животных, птиц, кукла, волшебный мешочек 8 Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования лексикограмматического строя речи: - Домашние животные (Чем питаются, как голос подают) - Домашние и дикие животные (Собери семейку) - «Изучаем цвета» - «Разложи по цвету» - «Волшебный мешочек» - Собери картинку - Пазлы - «Автобус для зверят» - «Определи по форме» - «Кто мы» - «Лабиринт» - «Половинки» - Лото «Цвет и форма», «Контуры и формы» 9 Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, коробочки). 12 25 3.2. Технические средства обучения. Интерактивная доска с программным обеспечением. Ноутбук. Проектор. 3.3. Особенности организации занятий: 1. Прием ведется в течение всего учебного года по мере обращения. 2. Занятия проводятся в оборудованном логопедическом кабинете, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. 31 3. Занятия проводятся в групповой форме, продолжительностью 20-25 минут непосредственно образовательная деятельность, 5-10 минут свободная деятельность. 4. Количество занятий - 2 раза в неделю. 5. Родители могут присутствовать на занятиях и закрепляют упражнения дома, работая по индивидуальной тетради. Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Построение занятий программы предусмотрено по принципу от простого к сложному, что предполагает постепенное, заинтересованное усвоение детьми знаний, умений и навыков, т.е. материал усваивается сознательно, активно, прочно, в дальнейшем дети могут свободно реализовать полученные знания на практике. 3.4. Формы подведения итогов реализации образовательной программы Формой подведения итогов реализации данной программы являются: открытые занятия с присутствием родителей; сравнительный анализ диагностических данных 3.5. Учебный план Учебный план отражает содержание дошкольного образования инструментом целевого развития индивидуальных способностей детей деятельности. и является в речевой Учебный план по Программе Образовательные области Речевое развитие Учебные дисциплины ДОП «Речевой калейдоскоп» 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4-5 лет лет 5-6 лет 6-7 лет Кол-во в Кол-во в Кол-во в Кол-во в Кол-во в Кол-во в неделю год неделю год неделю год 2 занятия *20 минут + 10 минут свободная деятельность = 60 минут 72 занятия*25 минут+ 5 минут свободная деятельность = 36 часов 2 занятия *25 минут + 5 минут свободная деятельность = 60 минут 72 занятия*25 минут+ 5 минут свободная деятельнос ть = 36 часов 2 занятия *2572 занятия*25 минут + 5минут+ 5 минут минут свободная свободная деятельность деятельность = = 60 минут 36 часов Образовательная деятельность осуществляется во второй половине дня, два раза в неделю (в соответствии с расписанием, утверждённым заведующим ДОУ). Продолжительность образовательной деятельности составлена в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. 32 Список литературы: 1. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998 (Серия «Учимся играя»). 3. Методы обследования речи детей:Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. – 240 4. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.) Методические материалы к программе. Список использованной литературы: 1. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с. (Серия: Учимся играя) 2. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда. 2-е изд. испр. и дополи. О. Б. Иншакова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 142 с. 3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. – 240 с. 4. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)/Автор-составитель Нищева Н. В. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 29 с. 5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. - Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.: ил. 6. Филичева Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. / Филичева Т. Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.[ и др.]. - Москва: «Просвещение», 2014. – 99 с. 7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН/Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., 1-3 периоды обучения/. - Москва: «Гном и Д»,2010. - 96 с. 8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – Москва: «Гном и Д»,2012. - 105 с. 9. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников». - Санкт-Петербург: «ДетствоПресс»,2007.- 87 с. 10. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. —М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 — 32 с.Комарова, Л.А. Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. —М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 — 32 с. 11. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. —М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 — 32 с. 12. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. —М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 — 32 с. 33 13. Комарова, Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. —М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 — 32 с. 14. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Сь в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. —М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 — 32 с. 15. Комарова, Л.А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. —М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 — 32 с. 16. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Зь в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. —М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 — 32 с. 17. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. —М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 — 32 с. 18. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. —М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 — 32 с. 19. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Ч,Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. —М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 — 32 с. 34 Изменения и дополнения в Программу __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 35 __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 36