ДОП Первые шаги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 7 города Калуги
(МБДОУ №7 г. Калуги)

ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол № 1 от 27.08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом № 191/01-10
от 31.08.2021

Дополнительная
образовательная программа
«Первые шаги»
для детей 2-3 лет
(срок реализации 1 год)

Калуга

1

Содержание:
1. Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цели и задачи Программы

4

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников от 2 до
3 лет

5

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

6

2. Содержательный раздел

7

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии
направлениями развития ребенка

с 7

2.1.1. ОО «Социально-коммуникативное развитие»

8

2.1.2. ОО «Познавательное развитие»

9

2.1.3. ОО «Речевое развитие»

10

2.1.4. ОО «Художественно-эстетическое развитие»

13

2.1.5. ОО «Физическое развитие»

16

2.2. Взаимодействие взрослых с детьми

18

2.3. Модель организации образовательного процесса

19

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями

19

2.5. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и
освоению Программы

21

2.6. Примерное содержание образовательной деятельности

22

3. Организационный раздел

25

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

25

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

25

3.3. Методическое обеспечение Программы

26

3.4. Описание образовательной деятельности, вариативных форм,
способов, методов и средств реализации Программы

28

Изменения и дополнения в Программу

29

2

1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают
адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены,
поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание
в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению
темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением
тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением
активности.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро
заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями.
Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия,
истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для
снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической
защиты.
Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются
особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден
приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию,
прибегая к психологическим механизмам защиты.
Эти особенности и легли в основу построения программы. Так как игра является
источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа
строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение
психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Данная программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных
потребностей и особенностей развития детей раннего возраста. Создание индивидуальной
педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют:
 Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
 Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.
№1155
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»
 Санитарные правила, требования и нормы.
Разработка программы обусловлена также социальным заказом родителей
Программа предусматривает организацию работы с детьми 2-3 лет в количестве 64
занятий с режимом проведения 2 занятия в неделю с октября по май включительно. В месяц
проводится восемь встреч, на них организуются познавательные, дидактические игры,
музыкальные игры, сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, подвижные игры,
физкультурные упражнения, знакомство с художественной литературой (в соответствии с
планом). Особенностью программы является участие родителей (законных представителей)
в ее реализации.
Программа обеспечивает направления развития детей в возрасте от 2 до 3
лет представленные в пяти образовательных областях:
- социально – коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
3

- художественно – эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Основу организации образовательного процесса составляет комплекснотематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач
осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей и
самостоятельной деятельности детей.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее
развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностям, подготовка к жизни в современном обществе, обучению в
школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника в тесном
сотрудничестве с семьями воспитанников.
Цель Программы достигается через решение следующих задач (ФГОС ДО п.1.6):

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;

создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными,
инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их
интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного
процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая
развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи;

развитие активных форм вовлечения родителей в образовательный процесс;

расширение спектра дополнительных услуг, направленных на развитие детей
в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
способностями и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Основные принципы дошкольного образования (ФГОС п.1.4)
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его
индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции
дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании
самоценности дошкольного периода детства. Особая роль уделяется игровой деятельности
как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, В.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин).
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
4

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание
Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя
решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и
возможностями образовательных областей;
•
основывается
на
комплексно-тематическом
принципе
построения
образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в
рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их
деятельности является игра.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (ст.14
ФЗ «Об образовании»).
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников от 2 до 3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться
предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого;
совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры,
наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов
действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя
натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели,
которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего
собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает
развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное
значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять
простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется
регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает
понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные
грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре
со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает
примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со
сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра,
рисование, конструирование.
5

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются
с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни
появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что
ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и
отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки,
что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3
предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3
годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими
искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность
заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются
путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и
зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным
состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность
поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются
чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с
идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет.
Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него
формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом,
упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от
нескольких месяцев до двух лет.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Реализация поставленных в Программе целей и задач направлена на
достижение целевых ориентиров дошкольного образования (ФЗ №273 «Об образовании
в РФ» ст.11ч.2, ст.64.ч.2;ФГОС ДОО п.4.1, п.4.3).
Целевые ориентиры:
- не подлежат непосредственной оценке;
-не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития детей;
-не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей;
-не являются основной объективной оценкой соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
-не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие целевые
ориентиры:
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия,
знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет
пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится
проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки
опрятности.
• Понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь
становится полноценным средством общения с другими детьми.
6

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и
действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им.
• Проявляет интерес к окружающему миру природы.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок,
стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения
культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет
желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка,
конструирование, аппликация).
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды
движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с
простым содержанием, несложными движениями.
Ожидаемый результат
Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:
1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского
сада.
2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего
возраста.
3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных
областях.
Реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей
данной возрастной группы, прежде всего в форме общения, игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие - сквозных механизмах развития ребенка (ФГОС ДО
п.2.7):
- в раннем возрасте (2-3года) – предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок,
вода, тесто и т.д.), общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
(ложка, совок, лопатка и т.д.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание
картинок, двигательная активность.
Программа ориентирована на всех участников образовательного процесса
«педагог-ребенок-родитель».
Содержание Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая
развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

7

2.1.1. Образовательная область «социально-коммуникативное развитие»
Основные направления реализации образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие»
Основные цели и задачи:
Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения
Способствовать усвоению детьми общепринятых морально-нравственных норм и
ценностей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение
играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и
т.п. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо
Ребенок в семье и сообществе
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, обращать внимание детей на ребенка,
проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать.
Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство
симпатии к ним; способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений.
Формирование позитивных установок к труду, творчеству
Способствовать формированию личности ребенка, проявляя уважительное
отношение к его интересам, нуждам, желаниям, возможностям. Развивать у каждого
ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся.
Усвоение общепринятых норм поведения
Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не
бегать, выполнять просьбы взрослого; приучать детей не перебивать говорящего взрослого,
формировать умение подождать, если взрослый занят. Воспитывать элементарные навыки
вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно,
употребляя слова «спасибо», и «пожалуйста».
Формы, методы, средства
образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию
Непосредственно образовательная деятельность
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с родителями
Формы организации детей
Индивидуальные, подгрупповые, групповые
Групповые, подгрупповые, индивидуальные
Индивидуальные, подгрупповые
Индивидуальные, подгрупповые групповые
Беседа после чтения. Рассматривание
Дидактическая игра. Интегративная деятельность. Чтение
Показ настольного театра. Разучивание стихотворений
Театрализованная игра
д/игра
Труд
Разговор с детьми. Разучивание стихов, потешек
Подвижная игра с текстом
Хороводная игра с пением
Дидактическая игра
Средства
Иллюстрации, видеотека, проекты, презентации к занятиям, дидактические игры

8

2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
«Познавательное
развитие
предполагает
развитие
интересов
детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах
и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира».
Основные направления реализации образовательной области
«Познавательное развитие»
Цели и задачи
Развитие познавательных действий

Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов
окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с
взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Сенсорное развитие

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта
детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать
обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения
рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить его
и т.д.).
Дидактические игры

Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей
(пирамидки (башенки) из 5-8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг,
треугольник, квадрат, прямоугольник); развивать аналитические способности (умение
сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных
предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина). Проводить
дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?», «Что изменилось?»
и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений,
температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый – холодный», «Легкий –
тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями,
шнуровкой и т.д.).
Содержание образовательной работы по познавательному развитию предполагает
развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Развивать любознательность у детей можно, например, через создание
определенных условий образовательного процесса в детском саду с помощью цифрового
информационного оборудования: интерактивной доски, цифровых носителей, различных
программ и видов конструкторов.

9

В ходе образовательной деятельности цифровое оборудование выступает
средством получения информации, ее обработки, создания детьми своих цифровых
образовательных ресурсов.
Формы, методы, средства образовательной деятельности по познавательному
развитию
Чтение
Игра-экспериментирование
Развивающая игра
Экскурсия
Конструирование
Беседа
Рассматривание
Наблюдение
Чтение
Игра-экспериментирование
Развивающая игра
Экскурсия
Конструирование
Рассказ
Беседа
Во всех видах самостоятельной детской деятельности
Мастер-классы
Развивающая игра
Экскурсия
Открытые просмотры
Средства реализации программы
Картотека опытов, мультимедийные презентации, видеотека, оборудование для игр
с водой и песком
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой,
детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте».
Основные направления реализации образовательной области «Речевое развитие»
Развивающая речевая среда
Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные
поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми
(«Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи
мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Добиваться
того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей
друг с другом.
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в
качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем.
Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о
10

повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и
животных (радуется, грустит и т. д.).
Формирование словаря.
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать
понимание речи и активизировать словарь.
Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение
детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру
(«Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку
маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке,
высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи,
как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»). Обогащать словарь детей:

существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной
гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды,
мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных
средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать),
действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать,
брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть,
подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру
предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко,
скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Звуковая культура речи.
Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных
звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении
звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого
дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса
(«Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи.
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять
глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи
предлоги (в, на, у, за, под).
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и
несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Связная речь.
Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более
сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?»,
«Куда?»).
Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или
по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке
(обновке), о событии из личного опыта.
Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать
детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Приобщение к художественной литературе
Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для
раннего возраста.
11

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские
произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного
театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение
без наглядного сопровождения.
Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми
действиями.
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении
воспитателем знакомых стихотворений.
Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.
Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать
называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать
вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?»
Содержание образовательной работы по речевому развитию включает владение
речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Формы, методы, средства образовательной деятельности по речевому
развитию
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с родителями
Формы организации детей
Индивидуальные, подгрупповые, групповые
Беседа после чтения
Рассматривание
Игровая ситуация
Дидактическая игра
Показ настольного театра
Разучивание стихотворений
Театрализованная игра
Ситуация общения в процессе режимных моментов
Дидактическая игра
Чтение
Подвижная игра с текстом
Игровое общение
Хороводная игра с пением
Дидактическая игра
Средства реализации программы
Художественная литература, электронная библиотека, видеотека, сюжетные и
предметные картинки, фонохрестоматия, мультимедийные презентации, энциклопедии
Достижению целей речевого развития детей способствуют следующие виды
деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность:

сенсорное воспитание

предметное и социальное окружение

ознакомление с окружающим миром

ознакомление с природой
12

Конструктивно-модельная деятельность:

конструирование (пластмассовые конструкторы)
Деятельность - направленная на восприятие художественной литературы и
фольклора:

ознакомление с художественной литературой и развитие речи

чтение художественной литературы
Игровая деятельность:

дидактические игры

2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной
и др.)».
Основные направления реализации
образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
Цели и задачи

Формирование
интереса
к
эстетической
стороне
окружающей
действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира,
произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных
представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной
творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы.
Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.
Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой,
ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.
Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму,
цветовое оформление.
Изобразительная деятельность
Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью,
красками, глиной.
Рисование. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт
путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то
другой рукой.
Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу
выбора.
Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след
на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом
кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.
13

Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным
линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это
похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами.
Побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к
осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать
цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные,
короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя
предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др.
Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться
низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует
малыш.
Учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать:
по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв
кисточку в воде.
Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше
отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть,
макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю
баночки.
Лепка. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими
материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине).
Учить аккуратно пользоваться материалами.
Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить
палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями;
соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и
др.).
Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для
изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек
между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине
сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один
предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.
Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или
специальную заранее подготовленную клеенку.
Конструктивно-модельная деятельность
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом
продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина,
цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу,
поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
Способствовать пониманию пространственных соотношений.
Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными
масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).
По окончании игры приучать убирать все на место.
Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.
Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.
Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного
материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).
Музыкальная деятельность
Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять
простейшие танцевальные движения.
14

Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни,
музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально
реагировать на содержание.
Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика,
фортепьяно, металлофона).
Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение
подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному
пению.
Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность
восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и
воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой,
полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с
началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка
прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках,
тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в
кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания
песни.
Содержание
образовательной
работы
в
рамках
образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной,
и др.).
Формы, методы, средства образовательной деятельности
по художественно – эстетическому развитию
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с родителями
Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Наблюдение
Игры (дидактические, строительные)
Экспериментирование
Игры (дидактические, строительные, сюжетные)
Рассматривание привлекательных объектов природы
Игра
Игровое упражнение
Конструирование из песка
Совместное творчество с детьми
Формы образовательной работы по музыкальной деятельности
Непосредственно образовательная деятельность
Режимные моменты
Самостоятельная деятельность детей
15

Взаимодействие с родителями
Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Слушание музыки
Музыкально-дидактическая игра
Разучивание музыкальных игр и танцев
Совместное пение
Музыкальное упражнение
Интегративная деятельность
Средства реализации программы
Электронные музыкальные произведения, музыкальные инструменты, ленточки,
платочки, султанчики, народные костюмы.
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.)».
Основные направления реализации
образовательной области «Физическое развитие»
Физическая Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
культура. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными,
свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща,
придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на
зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время
ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.
Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать,
переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с
продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в
подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.
Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых
совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить
выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых
пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как
цыплята, и т. п.).
16

Содержание образовательной работы по физическому развитию включает
приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе,
связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических
качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию
опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения,
крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе
стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа
жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек и др.).
В организации физкультурных занятий используются формы рекомендованные
Маханевой М.Д. В соответствии с состоянием здоровья воспитанников и спецификой
дошкольного учреждения коллективом детского созданы особые условия для обеспечения
физического развития и здоровье сбережения детей.
Практическая реализация
Данная программа реализуется воспитателями и другими специалистами на
групповых, индивидуальных видах образовательной деятельности, в совместной с
педагогом и самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе родителей с
детьми.
Характеристика форм работы с детьми:
Вся работа проводиться в игровой форме и по разным направлениям.
Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые
свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:
Игровая деятельность (развивающие, сенсорные, дидактические игры, игры с
правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры);
Продуктивная
деятельность (художественно
изобразительная,
конструирование, ручной труд);
Двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения,
пальчиковые игры)
Коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со
сверстниками); фольклор, художественная литература
Элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая
деятельность).
Подведение итоговых результатов освоения программы:
1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые
тестовые задания);
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса;
3. Собеседование с родителями;
4. Анкетирование.
Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов
деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.
Ведущей формой обучения во всех разделах учебно-познавательной деятельности
дошкольников являются игровые технологии. Именно поэтому познавательный материал
представлен в виде игровых заданий, содержит потешки, сказки, стихи.
17

Вся образовательная среда работает на то, чтобы дети усвоили данный им
материал.
Необходимым
условием
организации
образовательной
деятельности
с
дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их
эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка,
индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для
познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2.2. Взаимодействие взрослых с детьми
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития
ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.
С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать
окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к
культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи,
коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со
взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом
овладения культурными практиками.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен
только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не
руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения
взрослого и ребенка в Организации и в семье являются разумной альтернативой двум
диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию,
основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной
характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка
включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации
поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.
Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка
таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какойто определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и
индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения.
Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях,
участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний.
Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая
достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство
психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности,
положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у
ребенка различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как
отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему
окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится
ошибок. Когда взрослые предоставляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку,
вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их
преодоления.
Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые
поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают
неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать
свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному
принятию ребенком моральных норм.
18

Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь
взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия.
Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по
игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства
ответственности за свой выбор.
Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают
ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.
Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои
переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения
проявлять чувства социально приемлемыми способами.
Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот
опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.
2.3. Модель организации образовательного процесса
Совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми
Свободная самостоятельная деятельность детей
Непосредственная образовательная деятельность
(занятие – занимательное дело)
Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение
проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.
Разнообразная, гибко меняющаяся предметно – развивающая и игровая среда
Примерная схема организации образовательной деятельности:
1. Гимнастика для осанки, глаз и артикуляционная гимнастика для языка.
Настройка на образовательную деятельность, привлечение внимания детей (1 мин.);
2. Дидактическая игра, создающая мотивацию к образовательной деятельности (3
мин.);
3. Затруднение в игровой ситуации. Педагог выявляет детские вопросы и вместе с
детьми определяет тему образовательной деятельности (1 мин.);
4. «Открытие» нового знания или умения (2 мин.);
5. Воспроизведение новой типовой ситуации. Проводятся игры, где детьми
используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая
фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала (5мин.);
6. Физминутка, динамическая пауза и т. д. (2 мин.);
7. Итог занятия. Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали (1 мин.).
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка
является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Семья является институтом первичной социализации и образования, который
оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном
возрасте. Поэтому педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного
образования, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в
семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и
достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу. Только в диалоге обе
стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен
информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между
родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого,
19

доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и
воспитания детей.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания
детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной
ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает,
что семья и Организация равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для
их достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и
сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить
преемственность и взаимодополняемость в семейном и вне семейном образовании.
Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка
отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно
анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать
подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей
(законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании,
согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны Организации и семьи.
Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями,
способствующими позитивному проведению диалога.
Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для
планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада доверенных им
детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям
дополнительный опыт.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования
ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности
родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций,
связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание,
на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду
и семье;
• знакомство педагогов и родителей с опытом воспитания в детском саду и семье, а
также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании
дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей
и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества,
способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с
детьми;
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям
и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Работа по взаимодействию с родителями реализовывается исходя из
следующих принципов:
• целенаправленности — ориентации на цели и приоритетные задачи образования
родителей;
• адресности — учета образовательных потребностей родителей;
• доступности — учета возможностей родителей освоить предусмотренный
программой учебный материал;
20

• индивидуализации — преобразования содержания, методов обучения и темпов
освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;
• участия заинтересованных сторон (педагогов и родителей) в инициировании,
обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и
его корректировки.
Основные виды работы с родителями
Основные задачи
Формы
Педагогическое просвещение родителей
Повышение педагогической грамотности родителей
Работа групп по интересам, родительские собрания, консультации и др.
Включение родителей в деятельность ДОО
Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и
контроль за деятельностью ДОО
Совместные мероприятия и др.
Основные направления сотрудничества дошкольного учреждения с семьей
включают:
1.
Создание благоприятных условий для повышения педагогической и
психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного
возраста;
2.
Совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДОО;
3.
Создание благоприятных условий для привлечения родителей к
планированию и организации деятельности ДОО;
4.
Обеспечение условий для «открытости» организации родителям (законным
представителям)
2.5. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению
Программы
Наполняемость группы: 15 детей
Продолжительность занятия: 45 минут (1 час)
Периодичность занятий: 2 раза в неделю.
Период проведения: с 01.10.2021 по 31.05.2022 г. (8 месяцев)
Время проведения: с 11.00 до 12.00
Дни недели: вторник, пятница.
Место проведения: групповое помещение площадью 92,2 м2
Время
Деятельность
10.50-11.00

Прием участников группы, раздевание, минутки общения, свободная
деятельность

11.00-11.45

Комплексное занятие (предметная, игровая, двигательная
деятельность, общение) в том числе:

в том числе:
11.00-11.10

Совместная деятельность (предметная, игровая, двигательная
деятельность, общение) с педагогом

11.10-11.15

Свободная деятельность

11.15-11.25

Совместная деятельность (предметная, игровая, двигательная
21

деятельность, общение) с педагогом
11.25-11.30

Свободная деятельность

11.30-11.40

Совместная деятельность (предметная, игровая, двигательная
деятельность, общение) с педагогом

11.40-.11.45

Свободная деятельность
11.45-12.00

Совместная деятельность (восприятие сказок, стихов, игровая,
двигательная деятельность)

12.00-12.05

Свободная деятельность, уход домой
2.6. Примерное содержание образовательной деятельности

Тема
Содержание работы
Рассматривание
Программное содержание: знакомить детей с названиями предметов
большого
и ближайшего окружения: игрушка мишка; учить описывать игрушку
маленького
(называть части, величину, признаки), находить ее изображение на
мишки
картинках, сравнивать большую и маленькую игрушки; развивать речь,
интерес к движениям под музыку; обогащать словарь детей.
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.31
Найди домики
Программное содержание: активизировать словарь по теме; развивать
для мишек
слуховое восприятие, учить дифференцировать понятия «большой маленький», отвечать на вопросы; развивать речь, мелкую и общую
моторику.
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.34
Найди желтые
Программное содержание: узнавать и правильно называть желтый
предметы
цвет, совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них;
обогащать словарь. «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.53
Найди и назови
Программное содержание: знакомить детей с предметами ближайшего
окружения - игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать
игрушку и действия с ней, выполнять простые поручения, сравнивать и
различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки на ощупь;
развивать речь, тактильные ощущения; обогащать словарный запас по
теме. «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.40
Чудесный
Программное содержание: формировать доброе и бережное отношение,
мешочек
эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, развивать речь,
мышление, мелкую моторику, учить дифференцировать основные
цвета (синий, красный, желтый). «Комплексные занятия» Н. Е.
Вераксы, стр.52
Подвижная игра
Программное содержание: учить действовать согласно словам текста
«У медведя во
познакомить детей с подвижной игрой. «Комплексные занятия» Н. Е.
бору».
Вераксы, стр.39
Кто спрятался?
Программное содержание: учить образовывать слова с уменьшительноласкательным значением, развивать внимание, память, речь.
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.92
Разноцветный
Программное содержание: учить детей различать цвета.
коврик для щенка «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.240
Разноцветная
Программное содержание: помочь детям запомнить названия
22

одежда

предметов одежды, цвета, последовательность раздевания после
прогулки; воспитывать бережное отношение к одежде; развивать
внимание, речь. «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.111
Чудесный
Программное содержание: развивать умение сооружать постройки по
мешочек
образцу, различать и называть форму строительного материала (кубик,
кирпичик), цвета (красный, желтый, зеленый), величин (высокий,
низкий, длинный, короткий, большой, маленький). Формировать умение
на ощупь находить в сыпучих материалах предметы заданной формы.
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.95
Покатаем
Программное содержание: учить различать по внешнему виду и
игрушки
называть грузовой и легковой автомобили, автобус, а также их основные
части: кабину, руль, кузов, колеса, окна. Учить описывать разные игрушечные машины, развивать речь, внимание, общую моторику.
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.83
Волшебный
Программное: развивать игровые навыки, воображение, моторику,
мешочек
слуховое восприятие, речь, память и мышление.
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.62
Чудесный
Программное содержание: упражнять детей в умении на ощупь
мешочек
определять игрушку, развивать тактильные ощущения; способствовать
запоминанию названий домашних птиц.
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.43
Сложи картинку
Программное содержание: упражнять детей выделять части;
складывать из двух (четырех) частей картинку и называть
получившиеся изображения; развивать память, внимание, моторику,
чувство формы. Различать (находить) предметы аналогичной формы в
ближайшем окружении.
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.46
Наведи порядок
Тема: Программное содержание: знакомить с предметами одежды;
учить последовательности одевания на прогулку, развивать внимание,
восприятие, речь, общую моторику, воспитывать аккуратное
отношение к одежде и желание убирать вещи на место.
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.86
Найди на ощупь
Программное содержание: упражнять детей в различении твердой и
мягкой фактуры; активизировать в их речи слова твердый, мягкий,
мягонький; учить детей находить мягкие и твердые предметы по
образцу, слову воспитателя, на ощупь.
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.176
Снежинка
Программное содержание: учить рассматривать сюжетную картину,
отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями
конкретные действия, сопровождая их речью; развивать слуховое
восприятие. «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.122
Покажи и назови Программное содержание: уточнить представления о зимних играх,
учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по
изображению, воспроизводить движениями конкретные действия,
сопро¬вождая их речью; развивать слуховое восприятие, навыки
соотнесения зрительного образа со слуховым; активизировать словарь
по теме «Зима». «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.123
Найди пару
Программное содержание: уточнить представления детей о внешнем
виде зайца; развивать память, мышление; воспитывать бережное
отношение к игрушкам. «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.105
Какие бывают
Программное содержание: учить внимательно слушать и наблюдать,
23

деревья

Спрячь зайку от
лисы
Найди миски для
кошки и котенка

Мы помогаем

Пароход

Куда что
положить?
Мамины
помощники.
Угадай и назови
Матрешки
танцуют
Найди по
описанию
Назначение
предметов
Кто что делает?

Покажи предмет

отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4
слов; воспитывать бережное отношение к растениям; формировать
способность детей к диалогической речи.
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.284
Программное содержание: учить различать и называть материалы, из
которых изготовлены предметы, сравнивать игрушки по размеру,
описывать их; воспитывать желание оказывать помощь.
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.79
Программное содержание: знакомить детей с домашними животными:
кошкой и котенком, учить называть части игрушки, учить отвечать на
вопросы, произносить звукоподражания, сравнивать предметы по
нескольким признакам (величине, цвету).
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.65
Программное содержание: формировать представления о труде
взрослых и воспитывать уважительное отношение к нему; учить
называть действия, изображенные на сюжетных картинках, отвечать на
вопросы, называть предметы-помощники няни и их назначение,
обогащать словарный запас. «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы,
стр.69
Программное содержание: учить различать и называть качества
предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий. Учить четко и
правильно произносить звук «у»; упражнять в различении громких и
тихих звуков; развивать внимание, интерес к экспериментальной
деятельности. «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.173
Программное содержание: совершенствовать способности обобщать,
учить группировать предметы по назначению, отвечать на вопросы;
развивать мышление, речь, внимание, восприятие; обогащать
словарный запас. «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.209
Программное содержание: развивать общую моторику, слуховое
внимание; расширять словарный запас; учить группировать предметы
по способу использования, называть цвет, величину предметов,
способствовать развитию речи как средства общения.
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.244
Программное содержание: вызвать интерес к новой игрушке; учить
сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать;
закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать
внимание. «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.102
Программное содержание: учить находить нужный предмет по цвету
(желтый, красный), по величине (большой, маленький), играть с
игрушками. «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.114
Программное содержание: уточнить представления о том, для чего
нужна посуда; учить классифицировать посуду, развивать внимание,
память, воображение, речь. «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы,
стр.160
Программное содержание: учить называть действия, изображенные на
сюжетных картинках, отвечать на вопросы, называть предметы,
обогащать словарный запас; развивать общую моторику, внимание.
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.70
Программное содержание: учить детей выделять форму конкретного
предмета окружающей обстановки, пользуясь геометрическими
образцами. «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.219
24

Сравниваем
рыбок

Программное содержание: упражнять детей в установлении сходства и
различия между животными, имеющими одинаковое название «рыбы»;
учить употреблять слова «большой», «поменьше», «маленький».
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.212
Спрячься от лисы Программное содержание: упражнять детей в прыжках на двух ногах
на месте и с продвижением. «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы,
стр.108
Чудесный
Программное содержание: учить выполнять из строительного
мешочек
материала конструкцию, похожую на грузовую машину, дополнять ее
деталями - картонными кружками (колесами): развивать сенсорные
возможности, тактильные ощущения, воображение, речь.
«Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.242
Цветочная поляна Программное содержание: познакомить с цветочной поляной;
активизировать словарь по теме за счет слов: цветы, поляна, трава,
бабочки, жуки, кузнечики; учить отвечать на вопросы короткими
предложениями. «Комплексные занятия» Н. Е. Вераксы, стр.59
Разноцветные
Программное содержание: учить внимательно слушать и наблюдать,
кубики
понимать сюжет картины, отвечать на вопросы словом и
предложениями, состоящими из 3-4 слов; уточнить представления
детей о значении прилагательных «длинный», «короткий», побуждать
их использовать эти слова в речи; «Комплексные занятия» Н. Е.
Вераксы, стр.233

3. Организационный раздел
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Образовательная среда предполагает специально созданные условия, такие,
которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

реализацию программы;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда построена на следующих
принципах:
1.
насыщенность;
2.
трансформируемость;
3.
полифункциональность;
4.
вариативность;
5.
доступность;
6.
безопасность.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Площадь спортивного зала -92,2 м2 .
Оборудование:
- для ходьбы, бега, равновесия
- для катания, бросания, ловли
- для ползания и лазания
25

- атрибуты к подвижным и спортивным играм
- нетрадиционное физкультурное оборудование
- мольберт со сменяющимся материалом на экологическую тематику, набор
картинок, альбомы
- инвентарь для трудовой деятельности
- природный и бросовый материал.
- дидактический материал по сенсорному воспитанию
- дидактические игры
- напольный строительный материал;
- настольный строительный материал
- пластмассовые конструкторы (младший возраст- с крупными деталями)
- мягкие строительно- игровые модули
- транспортные игрушки
- атрибутика для игр («Семья», «Больница», «Магазин»)
- дорожные знаки
- пожарная машина
-полицейская машина
- детская художественная литература в соответствии с возрастом детей
- иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с
окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой
- различные виды театров: настольный, пальчиковый, театральные маски.
- краски, альбомы, пластилин, раскраски, трафареты для развития ручной
умелости, творчества.
- детские музыкальные инструменты
- музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)
3.3 Методическое обеспечение программы
Методические пособия:
-Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /
Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез,
2015.
-Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду.
-Методические рекомендации к примерной образовательной программе
дошкольного образования «От рождения до школы».
-Примерное комплексно-тематическое планирование к программе Ранняя группа
(2-3 года)\ ред.-сост.В.А.Велюнова.
-Веракса А.Н., Гуторова Н. Ф. Практический психолог в детском саду.
-Архипова Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год
жизни ребенка.
-Я – ты – мы» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной программа социально-личностного
развития дошкольников;
-Программа О.Г. Заводчикова «Адаптация ребёнка в детском саду»;
-Методическое пособие А.С. Роньжина «Занятия с детьми 2-4 лет в период
адаптации к детскому саду».
-Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности.
Младшая группа (2–3 года).
-«Я-ТЫ-МЫ» / О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина- М: Просвещение, 2008.
-Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
-Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. – М.:
Просвещение, 1991.
26

-Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком? – М.: Сфера, 2008.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа
раннего возраста (2–3 года).
- Гербова В. В.. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста (2–3
года).
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет.
- Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я. Степаненкова.
Наглядно –дидактические пособия
-Серия «Играем в сказку»: «Репка»; «Теремок»; «Три медведя»; «Три
поросенка». Веракса Н.Е., Веракса А.Н.
-Серия «Мир в картинках»
-Серия «Расскажите детям о…»: «
Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»;
«Овощи»; «Птицы»; «Фрукты».
Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»;
«Свинья с поросятами»; «Собака с щенками».
Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»;
«Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»;
«Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и
амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»;
«Ягоды садовые».
Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»;«Зима»; «Лето»;
«Осень»; «Родная природа».
Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям
о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних
питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных
животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»;
«Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о
птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».
-Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 2–3 лет. Гербова В. В.
Серия «Рассказы по картинкам»: «Колобок»; «Курочка Ряба»; «Репка»;
«Теремок».
Серия «Искусство — детям»: «Волшебный пластилин»; «Простые узоры и
орнаменты»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»;
Серия «Мир в картинках»: «Спортивный инвентарь».
Серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»;
«Распорядок дня».
Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о зимних видах спорта»; «Расскажите
детям об олимпийских играх»; «Расскажите детям об олимпийских чемпионах».
Плакаты: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта».
Хрестоматии
-Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1–3 года.

27

3.4. Описание образовательной деятельности, описание вариативных форм,
способов, методов и средств реализации Программы
Содержание игр, заданий подчинено возрастным особенностям детей раннего
возраста. Чередование видов деятельности позволяет формировать динамику занятия.
Каждое упражнение рассчитано на 3-5 минут.
Занятия имеют четко фиксированную структуру с началом и завершением с
элементами, символизирующими переход от одной игры к другой. Повторяющиеся
элементы создают у детей ощущение безопасности, помогают установить между педагогом
и ребенком мягкие и доверительные отношения, настроить ребенка на работу. Учитывая
особенности мышления детей раннего возраста, используем большое количество
разнообразного наглядного материала и атрибутов. Нетрадиционные материалы и техники
в изобразительной деятельности, аппликации, развитию у детей мелкой моторики и
тактильного восприятия, пространственной ориентировки и доставляют детям большую
радость и удовольствие.
Методы и формы работы:
 игровой метод (дидактические игры, игры- манипуляции );
 наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, рассматривание
предметов, музыкальное сопровождение);
 практический метод (показ способов действия с предметами);
 речевые разминки, направленные на развитие мелкой моторики;
 двигательные разминки;
Формы организации деятельности: групповая, количество детей в группе 15
человек (плюс родитель (законный представитель ребенка)).
Принципы организации работы:
 Учет интересов и способностей детей;
 Добровольное участие.
Продолжительность реализации программы
Продолжительность занятия: 45 минут (1 час) - 3 совместных деятельности по 15
минут, чередующиеся со свободной деятельностью.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю.
Период проведения: с 01.10.2021 по 31.05.2022 г. (8 месяцев)
Время проведения: с 11.00 до 12.00

28

Изменения и дополнения в Программу
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
29

_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».