Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 7 города Калуги (МБДОУ №7 г. Калуги) ПРИНЯТО педагогическим советом протокол № 1 от 27.08.2021 г. УТВЕРЖДЕНО: приказом № 191/01-10 от 31.08.2021 Дополнительная образовательная программа «Креативное творчество» Художественно-эстетической направленности для детей 3-7 лет (срок реализации 4 года) Калуга 1 Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи Программы 1.3. Принципы построения и реализации Программы 1.4.Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста 1.5. Целевые ориентиры освоения Программы 3 3 3 4 5 6 1.6. Планируемые результаты на этапе завершения освоения 6 Программы 2. Содержательный раздел 7 2.1.Содержание образовательной деятельности 7 2.2.Формы промежуточной аттестации 7 2.3.Методы и приемы обучения 8 2.4.Организация образовательной деятельности 9 2.5.Перспективно-тематическое планирование 10 3. Организационный раздел 34 3.1.Условия и материалы для реализации Программы 34 Список литературы 36 Дополнения и изменения в Программу 37 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Декоративно-прикладное материалов и инструментов. искусство демонстрирует Несомненно, достоинством необычные таких техник сочетания является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. 1.2. Цель и задачи Программы Цель программы – формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в декоративно-прикладном творчестве. Основные задачи Образовательные: 1) создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами; 2) развитие интереса к различным декоративным материалам и желание действовать с ними; 3) ознакомление с различными материалами декоративно – прикладного искусства; 4) побуждать детей изображать новыми для них материалами. Воспитательные: 1) воспитание художественного вкуса и чувства гармонии; 2) воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание; 3 3) развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, стремления к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему. Развивающие: 1) развитие мелких и точных движений пальцев рук; 2) развитие памяти, внимания, воображения, фантазии; 3) активизация творческого мышления; 4) развитие пространственного воображения, глазомера. 5) развитие чувства цвета, пропорции, ритма; 6) развитие элементарных трудовых навыков, способов художественной деятельности. 1.3. Принципы построения и реализации Программы Дидактические принципы построения и реализации Программы Общепедагогические принципы, обусловленные единством образовательно- воспитательного пространства ДОУ: - принцип культуросообразности: построение или корректировка универсального эстетического содержания Программы с учетом региональных культурных традиций; - принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания Программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени; - принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; - принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания Программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; - принцип развивающего характера художественного образования; - принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей. 1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста Дети старшего дошкольного возраста владеют умениями анализировать условия, в которых протекает их продуктивная деятельность. Способны выделять основные части 4 предполагаемой работы. Конструктивная деятельность из разнообразного материала может осуществляться на основе схем, по замыслу и по условиям. Дети могу конструировать из бумаги, из природного и бросового материалов. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образцу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Дети способны создавать необходимые для игры предметы. В процессе конструирования из бумаги, природного и бросового материалов они овладевают обобщенными способами создания предметов. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для этого то одни, то другие инструменты, способы соединения частей (клеем, путем складывания и пр.). Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Из нее можно делать стаканчики для черенкования растений, коробочки для обрезков бумаги, закладки для книг, елочные украшения. Работа с природным материалом ― листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой и пр.― дает детям возможность знакомиться с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Ребенок, придумывая тему своей работы, творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых очертаниях природного материала, знакомые предметы, сообразительность, создает фантастические творческое образы. воображение, Это развивает желание смекалку, созидать. Дети начинают осваивать умение ставить цель, настойчивость в её достижении, справляться с трудностями. Дети намечают пути осуществления поставленной цели, продумывать последовательность действий, способы обработки материала, соединения его частей. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. У детей, работая коллективно, формируется умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности. 5 1.5. Целевые ориентиры освоения программы • Наличие интереса к художественному труду; стремление к самовыражению через художественное творчество. • Выполнение инструкции, несложных алгоритмов при решении задач; • Осуществление организации и планирования самостоятельной трудовой деятельности. • Изготовление изделий по образцу, рисунку, схеме, чертежу; • Выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам; • Осуществление декоративного оформления и отделки изделий. • Художественно-эмоционально отношение к рассматриваемому предмету. 1.6. Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы Прохождение Программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию В результате обучения по Программе предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения: • познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества; • познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения; • овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, склеивание; • овладеют основными приёмами работы с пластилином: лепка и пластилинография; • познакомятся со свойствами и возможностями бросовых материалов, как материала для художественного творчества; • научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях, для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях, а так же в работе с бросовыми материалами; смогут различать технологии ручного труда; научатся выполнять работы с использованием различных материалов; смогут самостоятельно выполнять весь технологический процесс; овладеют знаниями, умениями, навыками по работе с различными материалами. 6 овладеют способностью целостного эстетического восприятия выполняемых работ. научатся проявлять свои творческие способности, фантазию, художественный вкус. научатся уважительно относиться к труду других людей, понимать значимости своего труда. 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание образовательной деятельности по Программе: • Работа с бумагой, картоном – изготовление декоративных панно, объёмных и плоских предметов, сувениров; • Работа с тканью и нитками – изготовление сувениров, декоративная аппликация из ткани, деталей костюмов для игр; • Работа с природным материалом – изготовление мелких и крупных скульптур, объёмных предметов; • Работа с глиной и солёным тестом – создание декоративных панно, украшений, игрушек-сувениров; • Работа с бросовыми материалами – изготовление игрушек, сувениров, украшений из коробок, пластиковых бутылок; Работа с пластилином – создание пластического образа, картины. Структура ООД 1. Вводная Мотивация детей на продуктивную деятельность, введение в тему. 2. Основная Объяснение материала и показ способа действия. Самостоятельная работа на закрепление полученной информации, знаний, умений и навыков (повторение и совместные упражнения, чтение рассказа, самостоятельная работа с дидактическим материалом, рисование и т.д.) 3. Заключительная Подведение итогов образовательной деятельности. 2.2. Формы промежуточной аттестации 1.Выставки детских работ в детском саду. 2.Участие в городских выставках детского творчества, конкурсах городского, регионального, российского и международного уровня. 3.Презентации детских работ родителям (сотрудникам, детям других групп). 7 4.Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете. К формам аттестации относятся текущий контроль и промежуточная аттестация, которая включает в себя выставки, творческие мастерские, презентации детских работ, практическое занятие, презентация потрфолио детей и др. Текущий контроль проводится в форме контрольного занятия или наблюдений, форма фиксации – контрольный лист. Промежуточная аттестация проводится в виде выставки, форма фиксации – диплом или грамота. Оценочные материалы: Наблюдение, диагностика, творческая деятельность, практические занятия. 2.3. Методы и приемы обучения. Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов. Словесные: - рассказ; - беседа; - объяснение; - чтение художественной литературы, художественное слово; - образное слово (стихи, загадки, пословицы); - поощрение; - анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей. Наглядные: использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий. - Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла. Практический прием: Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия. 8 Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии. 2.4. Организация образовательной деятельности Занятия с детьми проводятся по следующей схеме: 1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы. 2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру. 3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ. 4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом. 5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. 6. Самостоятельное изготовление поделки. 7. Анализ готовых поделок своих и товарищей. 8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала. Способы работы: 1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги. 2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций. 3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение. 4.Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение. 5.Наклеивание ниток и ткани на изображение. 6.Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение. 7.Наклеивание ватных дисков на изображение. 8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение. 9. Скрепление различных деталей. 10. наматывание ниток на основу. 11. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков. 12.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами. 13.Изучение нетрадиционных способов рисования. 9 14.Лепка предметов из теста и их закрашивание. 15.Изучение приемов работы с бумагой. 16.Барельеф. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары, практикумы, мастер-классы. Работа с родителями (законными представителями) предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы. 2.5. Перспективное планирование 1-й год обучения (3-4 года) Основные задачи № Тема 1. Пластилиновая живопись: «Сладкий апельсин» 2. Аппликация из колечек «Ананас» 3. «Груша» из природного материала (пшено, кукурузная крупа) Пластилиновая живопись: «Банка солений» Осеннее дерево из сухих листьев 4. 5. 6. Лепка «Тележка с овощами» 7. Пластилиновая живопись: «Грибное лукошко» Овечка из пупырчатой упаковки 8. Осень. Октябрь Учить детей основному приему в пластилиновой живописи: скручивание, размазывание пальцем. Развивать аккуратность Учить аккуратно скручивать и склеивать колечки из нарезанной бумаги, плотно заполнить заготовку готовыми колечками Учить работе с крупой, жидким клеем с помощью кисти. Учить живописным приемам пластилинографии с рельефными элементами Учить детей выдувать из трубочки воздух, для красивого растекания акварели, крошить сухие листья, посыпать Развивать художественный вкус Ноябрь Учить детей сочетать приемы пластилинографии и лепки, лепить овощи похожие на оригинал Учить методу «отщипывание», заполнение кусочками пластилина заготовки Учить детей использовать нетрадиционный материал (пупырчатая упаковка) как основу для поделки. Количество часов 1 2 1 2 2 2 2 2 10 9. Пластилиновая живопись «Цветы для мамы» 10. Лепка «Кошка на коврике» 11. Аппликация из декоративых салфеток «Зимнее дерево» Аппликация «Мишка в берлоге» 12. 13. Пластилиновая живопись «Елочный шарик» 14 Аппликация из ватных шариков «Пингвин» Пластилинография «Варежка» 15 16 Аппликация из газеты «Акула» 17 Лепка «Щенок» 18 Аппликация из шариков салфетки «Мороженое» 19 Пластилинография «Северное сияние» 20 Коллаж «Гусь» 21 Лепка «Снегирь» Учить детей правильному сочетанию цветов для успешной композиции. Совершенствовать метод размазывания Зима. Декабрь Учить детей лепить кошку, используя различные приемы лепки и сочетания цвета Учить компоновать рисунок в листе, правильно пользоваться клеем карандаш 2 Учить сочетать различные материалы в одной работе, продолжать совершенствовать работу с клеем Учить работать методом накручивания жгутиков. Аккуратно расположить полосочки по контуру. Январь Учить скатывать шарики из ваты, плотно заполнять форму шариками 2 Учить работать с шаблоном, работать в заданном пространстве не выходя за конкур. Развитие фантазии Совершенствовать работу с клеемкарандаш, правильно закомпоновать акулу в листе Учить сочетать цвета, узнавать различные породы собак, элементарную анатомию животного Февраль Совершенствовать скручивание шариков из салфеток, учить сочетать несколько методов работы с бумагой в одной работе Совершенствовать работу с пластилином методом размазывание пальцем. Учить делать плавные переходы цвета Учить применять различные материалы для достижения точности результата Учить составлять скульптуру из основных элементов лепки: шар, жгут Весна. Март 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 11 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Пластилинография «Божья коровка на полянке» Аппликация «Птица в гнезде» Совершенствовать метод размазывание пальцем Учить создавать живописное гнездо при полощи фломастеров. Правильно композиционно расположить элементы Лепка «Овечка» Учить передавать с помощью фактуры особенность шерсти овечки Коллаж «Чайка из Учить использовать бросовый бумажной тарелки» материал для достижения результата задуманного Апрель Коллективная работа Учить работать в команде для в технике коллаж создания общей работы. «Пчелки на лугу» Применять различные материалы Пластилинография с Учить смешивать пластилин, элементами оставляя красивые переходы для барельефа «Космос» передачи цвета планет. Развивать фантазию и вкус цвета Аппликация Учить симметрично раскладывать «Бабочка» элементы Лепка «Корзинка Учить лепить корзинку при фруктов» помощи жгутиков, лепить похожие фрукты по цвету и форме Май Коллективная работа Учить работать в команде для в технике коллаж создания общей работы. «Парад Победы» Применять различные материалы Пластилинография Учить смешивать пластилин, «Цветочная поляна» оставляя красивые переходы для передачи цвета Аппликация Учить симметрично раскладывать «Вот эта улица, вот элементы. этот дом» ИТОГО: 2 2 2 2 3 2 1 2 2 2 2 60 2-й год обучения (4-5 лет) № Тема Основные задачи 1 Пластилиография Осень. Октябрь Учить детей использовать прием Количество часов 2 12 «Долька арбуза» 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Бумажная аппликация «Веточка рябины» Пластилинография «Зонтик» «Подсолнух» объёмная аппликация с использованием семечек «жгутик» для получения результата. Развивать вкус цвета, искать разнообразные оттенки, смешивать пластилин Учить различным приемам работы с бумагой: скручивание, раскатывать шарики Учить работать по контуру, скатывать жгутики. Развивать аккуратность, усидчивость Учить аккуратности в работе, склеивать полоски для придания объёма лепесткам Ноябрь Пластилиновая Учить сочетать цвета, для живопись «Осенний сходства с небом, использовать пейзаж» различные приемы для передачи выразительности Учить понятия «линия горизонта», перспектива Аппликация в Учить детей новой технике технике «Обрывание» «обрывание, сочетать цвета для «Осенний лес» передачи схожести с лесом Открытка с Учить работать с акварельными использованием красками. Правильно подобрать природных листочки для передачи натуры материалов «Осень» леса. Воспитывать любовь к природе Подарок маме «Букет Учить методу скручивание, роз» чтобы передать фактуру розы. Воспитывать аккуратность, внимательность к маме Зима. Декабрь Пластилинография Продолжаем знакомиться с «Зимний пейзаж» понятием «пейзаж», учить пользоваться стеками для придания фактуры Аппликация Учить сочетать в работе «Снежный город» различные материалы: бумагу, ватные диски, вату Снеговик из ватных Учить катать шарики из ваты, шариков плотно заполнять форму шариками ваты Пластилинография Учить скатывать жгутики, «Елочные шарики» сочетать цвет в композиции. Применить декор. Развивать фантазию Январь Пластилинография Учить работать в заданном «Чашка с какао» пространстве, не выходя за 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 контур. Совершенствовать метод размазывания пальцем Лепка «Осьминог» Учить лепит осьминога, применяя различные приемы лепки и стеки для создания фактуры Коллаж «Динозавр» Учить использовать бросовый материал (пупырчатая пленка, фасоль, термоклей) для создания композиции. Февраль Пластилинография Учить работать в заданной «Медуза» форме, не выходя за контур. Развивать вкус сочетания цветов Аппликация Учить аккуратно отрывать обрывная кусочки цветной бумаги, «Мороженое» работать в заданной форме, не выходя за контур Лепка «Щенок» Изучать анатомию животных, пропорции тела, совершенствовать знания пород собак Коллаж «Кораблик на Учить скручивать бумагу в круг, волнах» работать с шаблоном. Развитие аккуратности и внимательности Весна. Март Пластилинография Совершенствовать прием «Пицца» размазывание пальцем, передавать реалистичность ингредиентов. Развивать внимательность «Выдра» из Учить работать с шаблоном, с бумажного пакета ножницами, элементарным приемам графики. Аппликация Учить вырезать ножницами «Полосатая кошка» полоски, заполнять форму нарезанными полосками без пробелов Лепка «Черепаха» Учить создавать скульптуру на основе элементарных форм (шар, жгут) Апрель Аппликация Совершенствовать умения и «Космический навыки работы с корабль» нетрадиционным материалом бумажные салфетки. Коллаж «Портрет» Учить выполнить работу симметрично, элементарная анатомия лица человека Аппликация Учить передавать похожесть «Гиацинты» цветка методом торцевания 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 27 28 29 30 Коллективная работа Пластилинография с элементами барельефа «Басссейн» Учить работать в команде, для достижения общего результата. Совершенствовать метод размазывания пальцем, умешивать оттенок кожи Май Техника «квиллиниг» Знакомство с техникой «Вечный огонь» «квиллинг» Аппликация «Лев» Учить вырезать из бумаги полоски, правильно закомпоновать в листе Льва Ручной труд Совершенствовать умение детей «Сундучок» выполнять поделку путем складывания бумаги. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. ИТОГО: 2 3 2 1 60 3 год обучения (5-6 лет) № 1 2 3 Тема Основные задачи Осень. Октябрь Работы с природным материалом «Совушка – сова» Учить детей из природного Шишки материала (шишки) делать Пластилин поделку. Фоамиран Развивать мелкую моторику рук, глазомер, пространственную ориентировку, фантазию, изобретательность. Воспитывать трудолюбие и усидчивость. «Дикие животные» Учить детей составлять образ Скорлупа грецкого дикого животного из природный ореха материал (скорлупа грецкого Фоамиран ореха). Развивать у детей самостоятельность и интерес к конструированию. Вызвать чувство удовлетворения от совместной деятельности по выполнению коллективного замысла «сделать животных – гостей ко Дню рождения Бабы Яги». «Бабочки» Шишки, Учить детей изготовлять поделки ягоды, листья из природного материала ( Пластилин шишки, ягод и листьев). Развивать творческий потенциал, воображение. Количество часов 1 1 1 15 4 «Ёж – ежович» Листья Клей карандаш Шаблон ёжика Фломастеры 5 «Осенний портрет» Шаблон портрета Осенние листья, травка, ягодки, цветочки Клей карандаш 6 «Фисташковое дерево» Фисташковая скорлупа Веточки Пластилин 5 «Аквариум» Листья Фон аквариума Клей карандаш 8 «Осенний сувенир» Листья, веточки, ягодки Ленточка для декора Проволока для скрепления деталей Формировать умения замечать недостатки своих работ и своевременно вносить изменения для достижения большей выразительности своей работы; Поощрять проявления творчества у детей. Учить применять в аппликации природный материал листья. Развивать творческий потенциал, воображение. Поощрять проявления творчества у детей. Учить детей работать с природным материалом (листья, трава, цветы); закреплять умение составлять композицию из растительных форм. Совершенствовать навыки работы с природным материалом: начинать работу с составления композиции. Продолжать развивать творчество, мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус. Создать эмоциональный отклик на явления природы. Воспитывать доброжелательные и дружеские взаимоотношения. Учить использовать природный материал (фисташковую скорлупу) в процессе совместной продуктивной деятельности. Заинтересовать и вовлечь в процесс работы с природным материалом. Вызвать интерес к данному виду деятельности. Учить детей делать аппликацию из природного материала листья в жанре флористики. Развивать самостоятельность и творческую инициативность. Воспитывать доброжелательные и дружеские взаимоотношения. Учить детей работать с природным материалом (листья, веточки, ягодки). Закреплять умение составлять композицию из растительных форм. Поощрять проявление творчества 1 1 1 1 1 16 9 10 11 12-13 14 и самостоятельности у детей. Ноябрь Работа с пластилином, глиной, соленым тестом, гипсом «Осенний Учить детей задумывать натюрморт» содержание своей работы на Шаблон вазочки основании личного опыта. Пластилин Уточнить и закрепить знания детей о фруктах и овощах и ягодах. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки. «Грибочки, грибочки Учить детей работать в растут во лесочке» нетрадиционной технике Пластилин рисования – пластилинография. Одноразовая Развивать ловкость пальцев. тарелочка Воспитанники знакомятся с новым видом изобразительного искусства, постигают взаимодействие двух различных техник — аппликации и лепки, основами которых они уже овладели. Воспитываем самостоятельность, усидчивость. любовь к родному краю. «Осеннее дерево» Закрепление и обобщение знаний Картон и умений по лепке, полученных пластилин ранее. Развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру. Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, вызвать эмоциональный отклик. «Белый гриб» Познакомить детей с материалом Гипс порошок для лепки гипс. Одноразовая посуда Обучить основному приёму (тарелочка и лепки из гипса. Подвести детей к стаканчик) пониманию зависимости Гипсовая фигура выразительности образа от гриба материалов для лепки, передачи Гуашь белая и объёмов, пропорций, движений. коричневая Привить детям трудолюбие, усидчивость, аккуратность. Развивать фантазию и художественные способности ребенка. Закрепляем умения работать гуашью. «Гусеничка» Познакомить детей с основами Соленое тесто знаний в области композиции, цветное формообразования и Стеки декоративно-прикладного искусства; 1 1 1 2 1 17 15-16 17 18 Научить технике изготовления поделок из соленого теста. Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения, мелкую моторику рук и глазомер. Воспитывать чувство ответственности. «Дымковская Дать детям знания о работе барышня» гончаров, о назначении вещей, Глина сделанных из глины; развивать Пластиковая бутылка речевые способности детей, маленькая расширять и активизировать Фигуры запас слов, которые обозначают Гуашь названия предметов; закреплять умения лепить барышню, выбирать для этого нужные приёмы лепки; формировать эмоциональное отношение к творчеству; воспитывать интерес к художественному слову. Продолжать учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) фигуру куколбарышень. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали. Зима. Декабрь Работа с конфетами. Свит – дизайн. «Вишенка» Познакомить детей с новой Гофрированная техникой свит – дизайн. Учить бумага детей делать вишенку из Клей Карандаш гофрированной бумаги. Конфеты Формировать умение учитывать Проволока свойства бумаги при выполнении Ножницы своей работы. Развивать мелкую и общую моторику, согласовывать движения обеих рук, осуществлять зрительный контроль. Воспитывать интерес к изготовлению поделок из бумаги и конфет. «Сердце» Учить детей создавать поделки Картон используя новую технику свит – Скотч двухсторонний дизайн, подбирать для работы 2 1 1 18 Конфеты Ленточка Ножницы 19 «Подкова на счастье» Картон Скотч двухсторонний Конфеты Тесьма Ножницы 20 «Елочка» Картон Скотч двухсторонний Конфеты Мишура Ножницы 21 «Саночки в подарок» Конфеты Ножницы Двух сторонний скотч 22 «Девочки» Конфеты Ножницы Двух сторонний подходящие конфеты по цвету. Совершенствовать навыки работы с ножницами. Развивать художественный вкус, мелкую моторику рук, внимание, воображение. Развивать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Познакомить детей с оберегами, их значением в жизни людей. Учить мастерить подкову из картона. Украшать подкову конфетами и тесьмой. Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда. Формировать творческие способности в создании оберега. Продолжать обучать детей конструированию из бумаги, учить сворачивать бумагу в конус. Активизировать словарь детей: конус, снизу-вверх, по порядку, украшения. Закреплять навыки украшения елочки из конфет и мишуры. Активизация и расширение словаря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных). Развивать мелкую моторику рук; вызвать желание самим сделать праздничную ёлочку. Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение. Воспитывать аккуратность, любовь к природе. Учить выполнять свою работу из конфет. Развивать моторику руки. Закреплять умение конструировать поделки из разных конфет, соединять конфеты при помощи скотча. Воспитывать любовь к творчеству и фантазии. Учить выполнять изделия по замыслу путем изготовления свит - дизайна. Познакомить с принципами её изготовления. 1 1 1 1 19 скотч Ленточки Проволока 23 24 25 26 Способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественнотворческих способностей. Прививать внимательность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие. «Цветочки» Учить детей использовать в Конфеты своей работе технику работы с Ножницы креповой бумагой и свит – Двух сторонний дизайн. скотч Овладевать основными приёмами Проволока и методикой работы сообща при создании цветов и композиции из них. Создавать благоприятную, спокойную, дружескую атмосферу между детьми. «Насекомые» Познакомить детей с Конфеты особенностями жизни насекомых Ножницы и природных взаимосвязях. Двух сторонний Воспитывать любознательность, скотч интерес к живой природе. Учить Ленточка детей использовать в своей Проволока работе технику свит – дизайн, способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественнотворческих способностей. Прививать внимательность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие с креповой бумагой. Январь Работа с бросовым материалом «Веселые животные» Учить изготавливать поделку из Картон одноразового стаканчика. Клей Карандаш Развивать фантазию, творчество. Стаканчики Воспитывать сочувствие к одноразовые игровым персонажам, терпение, бумажные усидчивость, аккуратность. Ножницы «Гусенница» Сформировать знания у детей по Картон технологии изготовления Ячейки из-под яиц насекомых из бросового Ленточка материала. Ножницы Формировать умение Пластилин конструировать из бросового Гуашь материала путем дополнения его деталями до создания выразительного образа. Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость. Развивать умение доводить 1 1 1 1 20 27 28 «Девочки и мальчики» Картон Скотч двухсторонний Ложечки одноразовые Тесьма Ножницы Бумага гофрированная «Корзиночка для карандашей» Картон Скотч двухсторонний Стаканчик одноразовый Ножницы 29 «Самолёт» Бутылка пластиковая Бумага цветная Ножницы Клей карандаш Пластиковая бутылка 30 «Птички» Шарики воздушные Ножницы Двух сторонний скотч - бумага работу до конца, работать в заданном темпе. Учить изготавливать поделку из одноразового стаканчика. Развивать фантазию, творчество. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, терпение, усидчивость, аккуратность. Развивать интерес к художественному ручному труду, желание трудиться. Развивать целеустремлённость в работе. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе. Познакомить детей с элементарными сведениями о возникновении и развитии авиации. Ввести в активный словарь детей слова: воздушный шар, самолет, вертолет, пилот. Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ сборки самолета. Закрепить навыки аккуратного наклеивания и соединения частей. Формировать умение устанавливать сходство с объектом. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать настойчивость, интерес к конструктивной деятельности. Учить делать птичку из бросового материала по образцу. Соотносить правильно расположение частей. Закрепить правильно, работать ножницами, 1 1 1 1 21 31 32 33 34 35 клеем. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Февраль Работа с тканями и ленточками. .«Куклы обереги» Расширять знания детей о Ложки одноразовые народной игрушке. Формировать Кусочки ткани творческие способности в Ленточки, бусинки создании кукол оберегов. для украшения Развивать у детей творческие Ножницы способности, воображение, Фломастеры индивидуальное самовыражение при выполнении поделки. Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность. «Веселые мышата» Продолжать закрепление Выкройка из флиса навыков работы с тканью (флис), белого развивать образное мышление, Синтепон воспитывать любовь ко всему Кусочки ткани для живому, продолжать украшения воспитывать умение слушать Клей карандаш воспитателя, усидчивость в ножницы работе. «Снеговики» Познакомить детей с историей Ткань флис голубая происхождения пуговицы; Пуговицы белого Развить интерес к изучаемому цвета, разного предмету и образное мышление размера при помощи загадок и игр; Иголка, нитки. Расширить представление детей Кусочки ткани для в области использования украшения пуговиц; Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность, опрятность, взаимовыручку, уважительное отношение к сверстникам. «Веселые клоуны» Учить детей умения в передаче Шаблоны клоуна образа весёлого клоуна; Кусочки ткани развивать потребность в Клей карандаш творчестве; воображение, Ножницы ассоциативное мышление, глазомер; закреплять навыки составления изображения из деталей, умение работать с тканью, шаблонами и ножницами. «Стрекоза» Изучить технологию выполнения Ленточка изделия. Развивать у Бусы обучающихся моторику рук, Иголка внимание, память; продолжать Леска развивать творческую 1 1 1 1 1 22 Ножницы 36 37 38 39 самостоятельность, вызвать желание фантазировать. Воспитывать в обучающихся эстетический вкус, образное видение, любовь к природе. «Платье для Сформировать у детей желание Золушки» красиво одеваться, хорошо и Шаблоны опрятно выглядеть; Ножницы Объяснить, что не любая ткань Разноцветные подходит для шитья красивой ленточки одежды; Клей карандаш Показать, как получается платье, что нужно, чтобы его сшить; Сформировать понятие, для чего нужны те или иные детали платья; Развиваем вкус к красивой одежде. «Снеговик» Познакомить детей с Носок белый технологией изготовления Синтепон игрушек из носков. с Нитки материалами необходимыми для Фетр для украшения выполнения игрушек в данной технике; ознакомить с последовательностью выполнения игрушки, развивать творческое мышление. «Цветы из ленточки» Учить приемам работы с Картон ленточками. Учить использовать Клей карандаш декоративные элементы для Ленточки цветные украшения и создания Ножницы неповторимого образа; Закреплять умения аккуратно пользоваться кисточкой и клеем; Развивать образное мышление, моторику рук Развивать цветовосприятие, умение подбирать гармонично цвета и сочетать их в поделке; воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству; формировать навыки самостоятельности, воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. Весна. Март Работа с нитками «Ежик» Учить детей делать поделки из Шаблон ежика ниток придавая фигуркам Нитки коричневые выразительность в соответствии Ножницы с задуманной композицией. Развивать мелкую моторику руки, восприятие, мышление, 1 1 1 1 23 40 «Собачка» Шаблон из картона Нитки шерстеные Фетр для украшения Ножницы 41 «Девочки и мальчики» Картон с изображение лица Нитки шерстеные Клей Тесьма Ножницы «Семья осьминожек» Нитки шерстеные Шарик пенопластовый Ножницы 42 43 44 45 «Грива для льва» Шаблон льва из картона Ножницы Нитки шерстеные оранжевые Фетр для украшения «Цыплята» Шаблоны пенопластовые овальные Нитки шерстеные желтые Ножницы Фетр и ленточки для украшения «Веселая морковка» Ткань флис Нитки зеленые Синтепон внимание, интеллектуальную и творческую активность. Продолжать учить детей делать поделку из ниток. Закреплять навык работы с шаблоном и нитками. Развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей любовь к домашним животным. Приобщать детей к труду. Учить делать заготовки из ниток. Показать способ плетения из трех полосок. Развиваем у детей мелкую моторику рук. Воспитываем аккуратность и опрятность. Учить детей при помощи ниток и пенопластового шарика делать осьминога. Развивать умения, понимать и планировать последовательность выполняемых действий. Закреплять способ плетение из трех полосок. Развивать творческое воображение; Развивать самостоятельность при изготовлении поделки. Учить делать поделку из картона и ниток. Познакомить детей с интересными животными нашей планеты, с особенностями жизни льва. Развивать творческие возможности и самостоятельность. Продолжать учить детей изготавливать поделку из ниток и пенопластового шаблона. Поддерживать интерес к работе с нитками. Формировать желание трудится в коллективе, стремление помочь. Воспитывать самостоятельность, активность, целеустремленность, сосредоточенность, организованность, трудолюбие. Учить делать объемную поделку из ткани, закрепить навыки работы с нитками. Развивать усидчивость, 1 1 1 1 1 1 24 46 47 48 49 50 аккуратность, тактильные ощущения, мелкую моторику. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к собственным поделкам. «Браслет на руку» Учить детей изготавливать Ленточка украшения из бус и ленточки по Бусины замыслу. Иголка Расширять представления детей о Нитки бижутерии и украшениях. Развивать художественный вкус, чувство прекрасного, творческое воображение и фантазию. Апрель Работа с фоамираном. «Совушка - сова» Познакомить детей с новым Фоамиран материалом фоамиран. Клей Карандаш Расширить представления детей Ножницы о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни по средству, использования имеющихся умений и навыков работы с ножницами для создания креативной композиции. Совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей. Закреплять умения работать с ножницами. «Корзиночка» Учить анализировать форму и Фоамиран строение объекта с тем, чтобы Клей Карандаш выбрать необходимые материалы Ножницы и способ конструирования. Развивать умение создавать конструкцию из фоамирана для получения красивой поделки из него. Совершенствовать навыки работы с ножницами и клеем. Развивать творчество детей, обучая их преобразованию плоского листа фоамирана в объемную фигуру. «Ромашка» Учить изготавливать ромашку из Фоамиран фоамирана. Закреплять умение Клей Карандаш работать с клеем. Развивать Ножницы фантазию, внимание и аккуратность. Привить интерес к декоративному творчеству. «Виноград» Учить создавать яркую Фоамиран красочную аппликацию из Клей Карандаш фоамирана. Продолжать работать 1 1 1 1 1 25 Ножницы 51 52 53 54 55 над композиционным построением изображения. Закрепляем умения вырезать круг. Развиваем творческие способности. «Лев» Учить создавать яркую Фоамиран красочную аппликацию из Клей Карандаш фоамирана. Продолжать работать Ножницы над композиционным построением изображения. Закрепляем умения работать фигурными и простыми ножницами. Развиваем творческие способности. «Гжельская лошадка» Учить создавать яркую Фоамиран красочную аппликацию из Клей карандаш фоамирана. Продолжать работать Ножницы над композиционным Гелевые ручки построением изображения. Бусы Закрепляем умения вырезать по шаблону и украшать декоративной росписью гжель гелевыми ручками. Развиваем творческие способности. «Пчелка Мая» Учить создавать яркую Фоамиран красочную аппликацию из Клей карандаш фоамирана. Продолжать работать Ножницы над композиционным построением изображения. Закрепляем умения вырезать округлые формы. Развиваем творческие способности. .«Украшения ко Дню Познакомить детей с новым Победы» символом Победы, рассказать об Фоамиран истории возникновения Клей Карандаш георгиевской ленточки. Ножницы Развивать умение использовать в Георгиевская работе фоамиран. Закреплять ленточка умения делать цветы из фоамирана и украшать георгиевскую ленточку. Воспитывать уважение к ветеранам и историческому прошлому своей Родины. Май Коллективные работы «Ежики на полянке из Развивать умения работать семечек» (Природный коллективно. Развивать интерес материал) к изготовлению поделки из Пластилин природного материала. Семечки Мыслительную и творческую фантазию детей. Учить детей логически мыслить. Воспитывать 1 1 1 1 1 26 56 57 58 59 60 ИТОГО: аккуратность в работе. Вызвать у детей желание любоваться ежиками, воспитывать любовь к природе. «Торт на День Учить делать объемную Рожденье» (Бумага) игрушку-«Тортик». Развивать Картон мелкую моторику рук, путем Гофрированная накручивания квадрат на бумага карандаш. Развивать умения Ножницы работать коллективно. Карандаш Воспитывать аккуратность в работе. «Букет из весенних Продолжать закреплять навыки цветов» (Свит – работы с гофрированной дизайн) бумагой. Продолжать учить Конфеты создавать из бумаги объёмные Ножницы цветы, использовать в работе Бумага конфеты. Развивать чувство гофрированная формы, цвета и композиции, творческое воображение, художественный вкус. Воспитывать уверенность, самостоятельность; стремление помочь товарищам; трудолюбие, аккуратность. «Тюльпаны на день Учить делать цветок из победы» (Бросовый бросового материала материал) (одноразовые ложечки), Картон скреплять лепестки пластилином. Ложки одноразовые Продолжать работать над Пластилин композиционным построением изображения. Воспитывать трудолюбие и аккуратность «Веселая гусеница» Продолжать учить детей делать (Нитки) Нитки коллективную поделку из ниток. шерстеные Закреплять навык работы с Шаблоны шаблоном и нитками. Развивать Ножницы творческие способности, воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей любовь к домашним животным. Приобщать детей к труду, работать дружно. 6. «Венок из Учить создавать яркую цветов» (Фоамиран) красочную композицию из Фоамиран цветной цветов. Продолжать Ободок изготавливать цветы из Клей карандаш фоамирана. Закрепляем умения Ножницы работать в коллективе. Развиваем творческие способности. Воспитывать любовь 1 1 1 1 1 60 27 4 год обучения (6-7 лет) № Тема 1 «Волшебные листья» оригами 2 «Мышка» аппликация из резаных ниток 3 «Забавный натюрморт» Аппликация из ткани 4 «Ежик» Пластилинография, аппликация из семян. 5 «Лошадка» Спичечные коробки, бумага. 6 «Бусы для мамы» Моделирование из фольги. 5 «Сова» Пластилинография, аппликация из семян 8 «Птица счастья» Аппликация из ткани 9 «Волшебная тарелочка» Декупаж. «Жостовский поднос» 10-11 Основные задачи Осень. Октябрь Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей создавать композиции из бумажных заготовок. Учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки Развивать у детей воображение, закреплять знания о натюрморте, умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами. Научить изображать ежика с помощью трафарета, пластилина, семечек подсолнуха. Воспитывать любовь к животным. Учить составлять фигуру из спичечных коробков, развивать аккуратность, воображение, закреплять умение пользоваться ножницами. Учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. Учить закреплять семена на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество. Развивать у детей воображение, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами. Ноябрь Учить работать в технике декупаж, развивать воображение, аккуратность. Познакомить с народным творчеством. Закреплять умение Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 Пластилинография, барельеф. 12 «Пароход» Оригами 13 «Пасмурный осенний день» Апликация 14 «Кактус в горшочке» Лепка 15-16 «Сказочный дворец» Аппликация наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Продолжать знакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму «книжечка», изготовить до Продолжать развивать в аппликации связное содержание. Продолжать учить работе с ножницами. Вырезать детали по шаблону, передавать в аппликации определенную погоду и настроение Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством лепки, продолжать знакомить детей со свойствами пластлина: мягкий, податливый, способный принимать заданную ему форму. Учить использовать возможности бросового материала (н-р зубочистки) для придания объекту завершённости и выразительности. Учить работать ножницами, вырезать детали по шаблону, учит создавать сказочный образ, придумывать украшающие детали (решетки, балконы 1 2 1 2 29 17 «Снежная баба» Лепка 18 «Ангелочек» Ручной труд 19 «Елочные игрушки» Тестопластика 20-21 «Снегири на ветке» Аппликация из резаных ниток, бумажных шариков. «Снежинка» Оригами 22 23 «Новогодняя елка» Аппликация из ткани. 24 «Дед Мороз» Аппликация из бумаги, ватных шариков. 25 «Морозные узоры» Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения Зима. Декабрь Продолжать учить создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Понимать взаимосвязи между пластической формой и способом лепки. Планировать работу: деление материала на нужное количество величины, последовательная лепка деталей. Учить детей делать объёмную игрушку из неполного круга. Учить работать с ватой. Закреплять умение работать по шаблону. Развивать интерес к оформлению. Учить создавать новогодние игрушки в технике тестопластика – лепка из солёного теста или вырезание формочками для лепки фигурок животных и бытовых предметов. Продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «перьев». Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами. Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей воображение, закреплять умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами. Развивать воображение, закреплять умение работать с ножницами и клеем. Январь Учить рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Экспериментирование с красками для получения разных оттенков голубого 1 1 1 1 1 1 1 1 30 26 27-28 29 30 31 32 33-35 «Зимняя ночь» (чёрно-белый граттаж). Аппликция Учить детей вырезать детали по шаблону, работать правильно ножницами. Учить правильно располагать детали на картоне, развивать внимание, усидчивость, воображение. Развивать у детей творческие способности, закреплять умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику, воспитывать аккуратность. 1 Учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности. Февраль «Валентинка» Учить детей делать Ручной труд “Валентинку”. Закреплять навык работы по шаблону. Учить украшать “Валентинку” по контуру яичной скорлупой, придавая ей выразительность и объёмность «Весёлые куклы». Учить работать с лекалами из Ручной труд (работа с бумаги, переводить выкройку пряей) через кальку и самостоятельно готовить лекала по заданным размерам, работать с пряжей разного качества, выполнять работу по инструкции. «Московский Учить делать разметку и Кремль» Объемная измерять бумагу разной по аппликация фактуре, плотности и цвету. Складывать бумагу, сгибать пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работать по выкройке и чертежу. Примененять операции склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. 1 «Зимний лес» Аппликация из ткани. «Снеговик» (Коллективная работа) Аппликация из ватных шариков. «Белый медведь и пингвин» Бросовый материал, бумага 1 1 1 1 3 31 36 37-38 «Пограничник с собакой» Аппликация «Ночной полет» Нетрадиционная техника рисования 39 «Букет для мамы» Аппликация из ткани. 40 «Корзина с цветами в подарок» Объемная аппликция 41-44 «Театр» Ручной труд. Коллективная работа 45 «Паутинка с паучком» Работа с бумажными тарелками 46 «Цветочные горшки» Работа с бросовым Учить детей работать ножницами и шаблонами, передавать характерные особенности одежды, оружия, позы человека. Красиво располагать детали на картоне. Воспитывать интерес и уважение к защитникам отечества. Продолжать знакомство с новой техникой рисования граттаж. Подготовка фона (нанесение фона-основы разноцветными мелками, покрытие черной краской). Развитие мелкой моторики, воображение, усидчивость, самостоятельность. Весна. Март Развивать у детей воображение, закреплять умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами. Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать объёмную композицию из цветов. Развивать чувство «прекрасного», желание сделать подарок своими руками. Учить закручивать круг в конус (низкий), закручивать полукруг в конус (высокий), преобразовывать квадрат в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания. Обучать детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами. Закреплять умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги необходимые детали. Учить шнуровать. Способствовать развитию у детей умения создавать 1 2 1 1 4 1 1 32 материалом 47 48 49 50 51 52 53 54 55 художественные образы из различных бросовых материалов. Апрель «Космос» Закреплять умение наносить на Пластилинография, бумагу пластилин, составлять барельеф. сюжетную композицию. Развивать любознательность, расширять кругозор. «Ракета» Бросовый Закреплять умение работать с материал, бумага, бумагой, ножницами, клеем. картон. Развивать творческую фантазию, аккуратность. «На далекой планете» Закрепить навык вырезания Аппликация ножницами деталей , по контуру (ракеты, планеты, космонавты). Развивать фантазию, воображение, терпение, усидчивость, аккуратность в работе. «Рисуем тестом» Познакомить детей с новым Работа с тестом материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке) «Скворцы Продолжать учить выполнять прилетели» аппликацию с помощью Аппликация из шаблонов. Дополнять бумажных кругов необходимыми деталями. «Пасха» Закреплять умение наносить на Пластилинография, бумагу пластилин, составлять барельеф. сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Развивать фантазию. «Лебедушка» Знакомство с разными Ручной труд (из материалами, из которых можно перьев и пуха) сделать красивые и оригинальные поделки «Яблонька» Закреплять умение работать с Мозаичная бумагой, ножницами, клеем. аппликация. Развивать творческую фантазию, аккуратность. Май «Розочки» Работа с Закреплять у детей умение гофрированной работать с разнообразным бумгой материалом, изготавливать поделки. Развивать инициативу, фантазию, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 творчество, дружеские взаимоотношения. «Цветик-семицветик» Продолжать формировать умение Работа с тканью и детей работать с ножницами и нитками нитками с использованием элементов макраме. Синхронизировать работу обеих рук, воспитывать усидчивость, терпение. «Танк» Спичечные Учить соединять детали коробки, бумага способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности. «Открытка «Мой Вызвать желание поздравить город»» Бумага родной город с Днем рождения, закреплять навыки работы с картоном, клеем, ножницами. «Морской пейзаж» Закреплять умение наносить на Пластилинография, бумагу пластилин, составлять барельеф. сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Развивать любознательность, расширять кругозор. «Лето» Аппликация Развивать воображение, из бумаги. закреплять умение работать с бумагой, ножницами и клеем. Закреплять умение композиционно правильно располагать готовые элементы. 56 57 58 59 60 ИТОГО: 1 1 1 1 1 60 2. Организационный раздел 2.1. Материально-технические условия: - Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, окно с открывающейся форточкой для проветривания. - Оборудование: столы для практических занятий, шкафы и стеллажи для сушки работ, для хранения материалов, оборудования, литературы. - Материалы: Бумага разных видов: картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, альбомы, писчая бумага, папирусная бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага цветная, бумага двухсторонняя, журнальная бумага, газетная бумага, калька и т.д. 34 ткань, вата, ватные диски, ватные палочки, свеча, природный материал: семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны, шишки разных деревьев, веточки, мох, перья, галька и т.д. крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия, пластилин, глина, тесто соленое, тесто цветное, бросовый материал: коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров и материалов, скорлупки от киндер яиц, пробки, баночки от йогуртов, разовая посуда, коктейльные трубочки, пайетки, бусы, скорлупа яиц и т.д. фольга, нитки: мулине, джутовая, ирис и др. краски: гуашь, акварельные краски, акриловые краски, карандаши простые, цветные, фломастеры, маркеры, печати, восковые мелки, пастель, уголь, гелевые ручки и т.д. ножницы, клеёнка, клей: клей-карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер, кисти: беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5 стеки, влажные салфетки, непроливайки, шаблоны, др. 35 Список литературы: 1. «Сенсорное восприятие в детском саду» под редакцией Подъякова Н.Н., Аванесовой В.Н. – Москва, 2003г. 2. «Аппликация» И.А. Гусакова «Просвещение» 1977 г 3. «Волшебные полоски» И.М.Петровой 4. «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыкова «Карапуз» 2010 г. 5. Ханна Линд. Бумажная мозаика. –М: Айрис-Пресс, 2007 г. 6. «Лепись, рыбка! Детское художественное творчество» И. А. Лыкова 7. «Кто гуляет на лугу». «Мастерилка» № 5.2017 учебно-методическое пособие для совместной досуговой деятельности детей и взрослых. Азбука лепки. Гл. редактор Савушкин С. Н. 8. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., “Игрушки из бумаги” – Спб.: Регата, 2000, 192с. 9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ” – Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2004, 95с. 10. Давыдова Г.Н. “Детский дизайн. Пластилинография”. М.:Скрипторий, 2006, 80с. 11. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. “Аппликация в детском саду” Ярославль: Академия развития, 2000, 144с. 12. Петрова И.М. “Объёмная аппликация” – Спб.: Детство-пресс, 2002, 48с. 13. Рябко Н.Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика” – М.: Педобщество России, 2009, 64с. 14. Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” – М.:Владос, 2002, 176с (старшая группа), 160с (подготовительная группа). 15. Э. К. Гульянц, И. Я. Базик «Что можно сделать из природного материала» 16. В. Четкарев «Уроки творчества» Москва, 1982 г. 17. Татьяна Геронимус «Я все умею делать сам» Маленький мастер, Москва, 2003 г. 18. Т. Н. Проснякова «Технология и творческая мастерская», 2007 г 19. Ольга Суаревская «Оригами для самых маленьких», Москва, 2009 г 36 Изменения и дополнения в Программу _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 37