Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 7 города Калуги (МБДОУ №7 г. Калуги) ПРИНЯТО педагогическим советом протокол № 1 от 27.08.2021 г. УТВЕРЖДЕНО: приказом № 191/01-10 от 31.08.2021 Дополнительная образовательная программа «Волшебные нити» Художественно-эстетической направленности для детей 4-7 лет (срок реализации 3 года) Калуга 1 Содержание 1. Целевой раздел 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цели, задачи и принципы Программы 4 1.3. Планируемые результаты как целевые ориентиры на этапе 5 завершения освоения Программы 2. Содержательный раздел 5 2.1. Содержание образовательной деятельности 5 2.2. Формы промежуточной аттестации 7 2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы 7 2.4. Структура совместной деятельности 8 2.5. Перспективно-тематическое планирование 9 2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 23 3. Организационный раздел 23 3.1. Организационно-педагогические условия 23 3.2. Методика проведения занятий 24 3.3. Материально-технические условия 25 Список литературы 27 Дополнения и изменения в Программу 28 2 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка В настоящее время целый ряд неблагоприятных факторов влияет на здоровье ребенка: сложная общественно-экономическая обстановка в стране, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением все усложняющимися школьными программами, ухудшающаяся экология, стрессы бытового порядка – все это негативным образом проецируется на формирование личности ребенка. Создавая произведения народного искусства, дети становятся нравственно чище, благороднее. Воспитание на таком материале способствует обострению внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его прошлому. Даже ради этого следует делать все возможное для сохранения и развития традиционных народных ремесел. Взрослые понимают, что ребенок обязательно должен делать что-то своими руками, так как это развивает индивидуальные способности и расширяет познавательные интересы детей. Еще в древности люди говорили: «Труд избавляет нас от трех зол: скуки, порока и нужды». Во все времена декоративно - прикладное творчество было не только ремеслом, позволяющим заработать, но и возможностью выразить свои творческие замыслы, отдохнуть за любимым занятием. Дети не любят однообразного монотонного труда, вследствие этого у них может пропасть интерес к работе. Поэтому на каждом занятии виды поделок меняются. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка. В будущем, для успешной работы в школе, ребенку необходимы полезные трудовые навыки и умения, особенно, в процессе которых будут развиваться мышцы кисти рук. А это так важно для подготовки руки к письму. Работа с нитями привлекает детей своей необычностью и новизной, она похожа на настоящее дело; это уже не труд «понарошку», дети делают настоящую вещь, которую можно использовать в игре, в быту детского сада, подарить близким. Любое изделие, выполненное ребенком - это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, времени и, главное - желание сделать хорошо и красиво. Данная программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и другим нормативным документам и санитарным правилам и нормам. 3 В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в Программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. 1.2. Цели, задачи и принципы Программы Дополнительная образовательная программа «Волшебные нити» направлена на приобщение детей к творческой деятельности, формирование самостоятельности, развитие личностных качеств: активности, находчивости, трудолюбия. Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей, проявляющих интерес к рукоделию. Задачи: Образовательные: познакомить детей с традициями декоративно – прикладного творчества; научить основам, правилам рукоделия. Развивающие: развивать сенсорные навыки: тактильную и зрительную память, мелкую моторику рук, цветовосприятие; формировать абстрактное мышление. Воспитательные: воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, терпение. Принципы содержания программы: 1 Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. 2 Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей. 3 Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности. 4 Принцип систематичности (системный подход к постановке и решению задач образования) - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей. 5 Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха. 6 Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения. 7 Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка. 8 Индивидуализация и дифференцированный подход в обучении. 9 Творческое сотрудничество педагога и детей. 10 Сочетание индивидуальных и групповых форм работы. 4 1.3. Планируемые результаты как целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы Планируемые результаты как целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы: Дети умеют: различать некоторые виды ткани, отмерять нить и вдевать ее в иглу; закреплять нить в начале и конце работы, пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями; переводить рисунок на ткань; располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки. - работать с нитью в нетрадиционной технике (рисование, аппликация, ручной труд) Дети владеют: овладеть технологией шва «Вперед иголку», « Назад иголку», «Строчка». Дети знают: знают правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания; - имеют представление о техниках вышивания, технике «ниткография», «изонить» Дети обладают: -развитой мелкой моторики пальцев рук; -сенсорным восприятием; -логическим мышлением; -воображением. - волевыми качествами (усидчивость, терпение, умения доводить работу до конца и т.п.); -эмоционально-ценностным отношением к окружающему миру; - эстетическим вкусом. 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание образовательной деятельности Особенность Программы состоит в создании образовательного пространства, ориентированного не только на развитие творческих способностей дошкольников, овладение различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, включение детей в самостоятельную творческую деятельность, но и развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. 5 Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физкультминутку. Во время выполнения работ, для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. На занятиях осуществляется индивидуальный подход. В силу индивидуальных особенностей может быть одинаково дифференцированный у подход, всех детей, даётся развитие творческих способностей не поэтому возможность на занятиях каждому используется ребёнку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Данная программа содержит познавательный материал, который помогает педагогу знакомить детей с разными видами изобразительного и декоративноприкладного искусства, расширять кругозор и представление о многообразии материалов, их видах, структуре, свойствах. Задача педагога заключается в том, чтобы не только научить детей пользоваться этими материалами, но и подвести подрастающее поколение к осознанию того, что красота спасёт мир. Работа по формированию навыков работы с нитями проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи. Этапы работы: 1. Подготовительный - Освоить прием выполнения рисунка нитками по контуру (по горизонтали и вертикали, по кругу). - Освоить прием заполнения контура резаными нитками. - Освоить прием выкладывать нитки по спирали. - Научиться действовать по образцу. - Научиться работать на ограниченном пространстве. 2. Основной - Научиться выбирать нитки нужного цвета. - Научиться отрезать нить нужного размера. - Научиться аккуратно, выполнять свои работы. - Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий. - Научиться действовать по словесному указанию воспитателя. - Научиться доводить дело до конца. 3. Итоговый - Самостоятельно решать творческие задачи. 6 - Самостоятельно выбирать рисунок для работы. - Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности 2.2. Формы промежуточной аттестации 1.Выставки детских работ в детском саду. 2.Участие в городских выставках детского творчества, конкурсах городского, регионального, российского и международного уровня. 3.Презентации детских работ родителям (сотрудникам, детям других групп). 4.Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете. К формам аттестации относятся текущий контроль и промежуточная аттестация, которая включает в себя выставки, творческие мастерские, презентации детских работ, практическое занятие, презентация потрфолио детей и др. Текущий контроль проводится в форме контрольного занятия или наблюдений, форма фиксации – контрольный лист. Промежуточная аттестация проводится в виде выставки, форма фиксации – диплом или грамота. Оценочные материалы: Наблюдение, диагностика, творческая деятельность, практические занятия. 2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы Программа разработана на основе поисково-творческой практики с выходом на развитие художественно-творческих способностей. Методики, приёмы и формы работы реализации Программы, с детьми, используемые в процессе подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. Основой образовательной деятельности является игровая педагогическая технология, а именно игровые методы и приёмы, так как игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Работа с нитью комплексно воздействует на развитие ребѐнка: повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук, формирует умение планировать работу, предвидеть результат, вносить коррективы в первоначальный замысел, а так же способствует развитию речи дошкольников. Формы организации деятельности: совместная деятельность взрослого с детьми; самостоятельная деятельность детей; 7 Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного материала, применяются разнообразные методы и приемы обучения: Основные методы, используемые при реализации программы: Методы организации и осуществления детской деятельности (словесные; наглядные; практические; игровые; репродуктивные; проблемные). Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры; проблемные ситуации; наводящие вопросы; обучающие дискуссии; создание ситуаций успеха, признания и поддержки; насыщение деятельности впечатлениями и открытиями; введение системы стимулирования – фишки, наклейки, призы). Методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый). Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: 1. Тематические выставки в ДОУ. 2. Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года по возможности. 3. Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка. 2.4. Структура совместной деятельности Каждое занятие начинается с создания положительного отношения к теме и способу ее реализации и включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Между частями предусматривается динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики. Техника выполнения изделий, должна быть несложной, а время, затраченное на изготовление – минимальным, чтобы дети могли быстрее увидеть результаты своего труда. Это способствует развитию их интереса к деятельности, побуждает стремление к самостоятельности. Изделия должны найти практическое применение. Структура: Организационный момент. Объявление темы: проблемная ситуация, дидактическая игра. 8 Пальчиковая гимнастика. Рассматривание и анализ образца. Разъяснение алгоритма действий. Самостоятельное выполнение работы. Подведение итогов. 2.5. Перспективно-тематическое планирование Перспективно-тематическое планирование составлено по принципу постепенного усложнения материала и на основе лексических тем (возможна корректировка в течение года, с учётом особенностей воспитанников). 1 год обучения Неделя Октябрь 1 неделя Тема Цель Оборудование Знакомство с техниками Дать представление детям о дальнейшей работе Презентация работ в различных техниках 2 неделя «Воздушные шары» Продолжать учить детей наклеивать нить по спирали. Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату. Нити разного цвета, лист картона с изображением шаров, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. 3 неделя «Арбуз и апельсин» Учить детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного фрукта; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность. контур фрукта смазать клеем и выложить нитью, внутреннее пространство смазать клеем и заполнить резаной нитью. 4 неделя «Баклажан и морковь» Учить детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного овоща; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность. контур овощей смазать клеем и выложить нитью, Нити черного, зеленого, красного, желтого, розового, темно-зеленого, оранжевого цветов, лист картона с изображением арбуза и апельсина, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. Нити темно-зеленого, черного, оранжевого, светло-зеленого, фиолетового и сиреневого цветов, лист картона с изображением 9 внутреннее пространство смазать клеем и заполнить резаной нитью. овощей, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. Ноябрь 5 неделя «Светофор» Закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах. Продолжать учить детей подбирать необходимые цвета нитей для работы. Наклеивать нить по спирали. Научить детей нарезать нити нужной длины, выкладывать их по контуру, заполняя пространство добиваться выразительности работы. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. Нити желтого, зеленого, красного цвета, лист картона с изображением светофора, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. 6-7 недели «Осенний лес» Продолжать учить детей нарезать мелкие ниточки и заполнять ими работу хорошо промазывая клеем. Нити желтого, оранжевого, красного, голубого, коричневого, зеленого цвета, лист картона с изображением осеннего пейзажа, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. 8-9 недели «Ветка рябины» Научить детей нарезать нити нужной длины, заполняя ими пространство добиваться выразительности работы. Нити оранжевого, красного, коричневого, зеленого цветов, шаблон ветки рябины, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. «Пингвин» Продолжать учить детей использовать в работе приёмы «ниткографии» в соответствии с предложенным содержанием. Уточнить способ изображения пингвина. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. Нити белого, красного, черного цвета, шаблон с изображением пингвина, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. Учить детей нарезать нити нужной длины, выкладывать их по контуру, заполнять резаной нитью пространство, добиваться Нити белого, черного, оранжевого цвета, лист картона с изображением белки, Декабрь 10 неделя 11 неделя «Белка» 10 выразительности работы. 12-14 недели «Зимний пейзаж» Создавать выразительные образы. Продолжать учить детей использовать в работе приёмы «ниткографии» в соответствии с предложенным содержанием. Развивать чувство композиции. клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. Нити белого, голубого, коричневого цветов, лист картона с изображением зимнего пейзажа, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. Январь 15 неделя «Зимний пейзаж» 16 неделя «Снежинка» 17 неделя «Медвежонок» Создавать выразительные образы. Продолжать учить детей использовать в работе приёмы «ниткографии» в соответствии с предложенным содержанием. Развивать чувство композиции. Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками. Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом. Нити белого, голубого, коричневого цветов, лист картона с изображением зимнего пейзажа, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. Нити голубого цвета, лист картона с изображением снежинки, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. Нити белого, коричневого, серого, черного, оранжевого цвета, лист картона с изображением медвежонка, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. Февраль 18 неделя «Рыбка» 19-20 недели «Лебедь» Продолжать учить детей работать с нитью и клеем. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать воображение. Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать Нити разного цвета, лист картона с изображением рыбки, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. Нити белого, красного, черного и голубого цвета, лист картона с изображением лебедя, клей ПВА, ножницы, 11 21 неделя «Жираф» аккуратность. клеенка, кисть, салфетка. Продолжать учить детей работать с нитью и клеем. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать воображение. Нити светло коричневого и темно коричневого, черного цвета, лист картона с изображением жирафа, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. Воспитывать любовь к красоте природы. Вызвать интерес к созданию образа мимозы; развивать творческое воображение, фантазию. Нити разного цвета, лист картона с изображением цветов, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. Нити желтого, зеленого цвета, лист картона с изображением мимозы, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. Март 22-23 недели «Цветы для мамочки» 24-25 недели «Мимоза» Апрель 26 неделя «Петушок» 27 неделя «Тюльпаны» 28-29 недели «Цветы на полянке» Закреплять умение выкладывать нить по контуру, учить детей нарезать мелкие ниточки и заполнять ими работу, хорошо промазывая клеем. Продолжать воспитывать аккуратность при наклеивании деталей. Продолжать учить детей нарезать мелкие ниточки и заполнять ими работу, хорошо промазывая клеем. Нити желтого, красного, коричневого цвета, лист картона с изображением петушка, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. Нити желтого, красного, розового, зеленого цвета, лист картона с изображением тюльпанов, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. Воспитывать любовь к красоте Нити разных цветов, родной природы. Вызвать интерес лист картона с к созданию образа цветов разными изображением, клей способами ниткографии; развивать ПВА, ножницы, творческое воображение, клеенка, кисть, фантазию. салфетка. Май 30 неделя «Веселая радуга» Совершенствовать умение Нити разных цветов, 12 подбирать нитки для работы и выкладывать их по контуру; развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. 31 неделя «Бабочка» 32 неделя (диагностическое) 33 неделя (диагностическое) лист картона с изображением радуги, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. Закрепить умение выкладывать нить по контуру, по спирали и заполнять пространство нитью. Учить детей работать сообща. Нити разных цветов, лист картона с изображением бабочки, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка. Выявить умения детей. Развивать Листы белой бумаги, творчество. простые карандаши. Нити разного цвета, клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка для столов. Выявить умения детей. Развивать Листы с творчество. изображением. Нити разного цвета, клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка для столов. 2 год обучения Неделя Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя Тема Цель Познакомить детей с техникой рисования «ниткография», со свойствами шерстянных ниток; учить создавать изображение солнца и тучки по контуру, развивать моторику рук, аккуратность, способствовать развитию интереса к деятельности. Вызвать у детей желание «Овощи и фрукты» изготовить изображение овощей (коллективная) и фруктов, проявляя свое творчество. Развивать умение пользоваться клеем, быть аккуратным. Воспитывать усидчивость. «Ваза с осенними Учить детей использовать в работе творческую фантазию, листьями» создавая изображение вазы с осенними листьями. Развивать умение работать с ножницами . «Капризная осень» Оборудование Иллюстрации, поделки, листы картона с изображением солнца и тучки, пряжа жёлтых и синих оттенков. Иллюстрации, картон, шерстяные нити разных цветов. Картон, шерстяные нити разных цветов, ножницы. 13 4 неделя Ноябрь 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя Декабрь 9 неделя 10 неделя «Ваза с листьями» Воспитывать желание помогать товарищам, испытывающим затруднения в выполнении работы.. развивать Картон, шерстяные осенними Продолжать творческую фантазию, создавая нити разных цветов, изображение вазы с осенними ножницы. листьями. Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Воспитывать желание доводить начатое до конца. Познакомить детей со способом работы с резаными нитями; учить создавать изображение, заполняя контур, развивать моторику рук, аккуратность, способствовать развитию интереса к деятельности. «Медвежата – белые и Продолжать знакомить детей со способом работы с резаными бурые» нитями; совершенствовать умение создавать изображение, заполняя контур, развивать моторику рук, аккуратность, способствовать развитию интереса к деятельности. «Цветик семицветик» Продолжать знакомить детей со способом работы с резаными подарок ко дню матери нитями; совершенствовать умение создавать изображение, заполняя контур, развивать моторику рук, аккуратность, способствовать развитию интереса к деятельности. умение «Цветик семицветик» Совершенствовать создавать изображение, заполняя подарок ко дню матери контур, познакомить со с пособом оформления рамок, развивать моторику рук, аккуратность, способствовать развитию интереса к деятельности. Картон, резанные шерстяные нити белого цвета. Уточнить с детьми время года, зимние приметы. Учить детей создавать изображение снежинок. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность. Побуждать детей использовать в Картон, шерстяные нити белого цвета, ножницы. «Овечка» «Снежинки» «Зимние узор» «Рябинка для снегиря» Картон, резанные шерстяные нити белого цвета и коричневых оттенков. Картон, резанные шерстяные нити разных цветов. Картон шерстяные 14 11 неделя 12 неделя Январь 13 неделя работе разные способы изображения, подбирать необходимые цвета нитей. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость, заботливое отношение к зимующим птицам. Продолжать использовать в «Рябинка для снегиря» работе разные способы изображения, подбирать необходимые цвета нитей. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость, заботливое отношение к зимующим птицам. «Зимняя фантазия» Учить создавать коллективную композицию на основе (коллективная индивидуальных работ, композиция) составлять теплую и холодную «Новогодние игрушки» или «Узоры на окне - цветовую гамму с помощью ниток. Закреплять умение ГЖЕЛЬ» пользоваться ножницами, Воспитывать внимательность, неторопливость. нити, красного, коричневого цвета, ножницы. Учить детей создавать изображение колокольчика, не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму и способы работы. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать Деда желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить то или иное действие. Познакомить детей со способом скручивания нитей спиралью (завитушки), и наклеивать их на основу; развивать умение работать ножницами, клеем. Нити разных цветов, лист картона с изображением колокольчика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. Продолжать знакомить детей со способом скручивания нитей спиралью (завитушки), и наклеивать их на основу; развивать умение работать ножницами, клеем. Нити белого, лист картона с изображением снеговика, ножницы. (декоративная) «Рождественский колокольчик» ИЛИ «Рукавичка Мороза» 14 неделя «Черепашки» 15 неделя «Черепашки» «Снеговик» Картон шерстяные нити, красного, коричневого цвета, ножницы Картон шерстяные нити разных цветов, ножницы. Разноцветные нити, лист картона с изображением котёнка, ножницы. Февраль 15 16 -17 «Улица нашего города» недели 18-19 неделя «Медали для папы» Март 20 неделя «Рамка для фото» 21неделя «Рамка для фото» 22-23 недели «В мире сказок» Закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах. Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. Совершенствовать умение использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность, желание помогать товарищам. Нити красного, желтого, зеленого и черного цвета, лист картона с изображением светофора, клей ПВА, ножницы Напомнить детям, что скоро мамин праздник и необходимо изготовить подарки. Подарком будет веточка мимозы. Продолжать учить детей технике «ниткография». Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Воспитывать любовь и уважение к мамам. Продолжать учить создавать ритмический узор, подбирать необходимые цвета нитей. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, усидчивость, самостоятельность. Побуждать создавать изображение по сюжету сказки. Совершенствовать умение подбирать нитки для работы. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. Нити разных цветов, лист картона с изображением ветки мимозы, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, Нити разных цветов, лист картона, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. Нити разных цветов, лист картона с изображением яйца, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. Нити оранжевого, желтого и черного цвета, лист картона с изображением лисы с колобком, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. Апрель 24-25 недели «Космос» Продолжать учить детей Нити белого, синего и вырезать кусочки ниток для красного работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы, сыпать на основу. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккурат-ность 16 «В мире сказок» Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. Нити оранжевого, желтого и черного цвета, лист картона с изображением лисы с колобком, клей ПВА, ножни-цы клеенка, кисть, салфетка. Май 28 неделя «9 мая» 29 неделя «Бабочка» Нити разных цветов, лист картона с изображением радуги, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. Нити разных цветов, лист картона с изображением радуги, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. 30 неделя «По замыслу» (диагностическое) Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. Уточнить знания детей о насекомых. Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать любовь к природе. Совершенствовать навыки выполнения работы. Учить детей использовать в работе творческую фантазию. Развивать умение быть аккуратным, убирать свое рабочее место 26-27 недели 3 Нити разного цвета, лист картона, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. год обучения Неделя Октябрь 1 неделя Тема Цель Оборудование «Гербарий из листьев» Учить создавать изображение близкое оригиналу, развивать моторику рук, аккуратность, способствовать развитию интереса к деятельности. 2 неделя «Гербарий из листьев» Продолжать выполнять начатую работу, развивать моторику рук, аккуратность, способствовать развитию интереса к деятельности. 3 неделя у детей желание Натюрморт «Фрукты на Вызвать изготовить изображение тарелки, тарелке» проявляя свое творчество в Настоящие осенние листья, листы с контурами данных листьев, , пряжа жёлтых и красных оттенков, ножницы, клей, ватные палочки, зубочистки. Настоящие осенние листья, листы с контурами данных листьев, , пряжа жёлтых и красных оттенков, ножницы, клей, ватные палочки, зубочистки. Эскизы работ, экспонат натюрморта, шерстяные нити 17 4 неделя Ноябрь 5 неделя выборе ниток. Развивать умение пользоваться клеем, быть аккуратным. Воспитывать усидчивость. навыки Натюрморт «Фрукты на Совершенствовать изготовления изображений тарелке» фруктов, проявляя свое творчество в выборе ниток. Развивать умение пользоваться клеем, быть аккуратным. Воспитывать усидчивость. Воспитывать желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить то или иное действие. разных цветов, ножницы, клей, ватные палочки, зубочистки. Калужской Дать представления о том, что в нашей области можно встретить определённых животных. Предложить детям выбрать предложенных животных (у каждого свой). Упражнять в умении заполнять контур животных, развивать моторику рук, аккуратность, способствовать развитию интереса к деятельности. Калужской Совершенствовать умения детей работать с резаными нитями; заполняя контур, развивать моторику рук, аккуратность, способствовать развитию интереса к деятельности. Контуры животных (лиса, белка, медведь, волк, зубр, кабан, лось, бобр, ёж, заяц), длинные шерстяные нити для шерсти данных животных Картинки цветные данных животных. Животные области 6 неделя Животные области 7 неделя Животные области Калужской Совершенствовать умения детей работать с резаными нитями; заполняя контур, развивать моторику рук, аккуратность, способствовать развитию интереса к деятельности. 8 неделя Животные области со способом Калужской Познакомить заполнения фона картины. Доделывание картины. Развивать моторику рук, аккуратность, способствовать развитию Эскизы работ, экспонат натюрморта, шерстяные нити разных цветов, ножницы, клей, ватные палочки, зубочистки. Контуры животных (лиса, белка, медведь, волк, зубр, кабан, лось, бобр, ёж, заяц), резанные и короткие шерстяные нити для шерсти данных животных Картинки цветные данных животных. Контуры животных (лиса, белка, медведь, волк, зубр, кабан, лось, бобр, ёж, заяц), резанные и короткие шерстяные нити для шерсти данных животных Картинки цветные данных животных. Изображение животных (лиса, белка, медведь, волк, зубр, кабан, лось, бобр, ёж, заяц), длинные и 18 Декабрь 9 неделя «Замок Снежной королевы» интереса к деятельности. Воспитывать желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить то или иное действие. Создание книги «Животные Калужской области» короткие шерстяные нити для передачи фона. Картинки цветные данных животных. Уточнить с детьми время года, зимние приметы. Учить передавать свойства объектов (замок из снега и льда). Дать представления о том, что холодные предметы чаще всего передают оттенки синего и белый цвет. Предложить выбрать готовые изображения или зарисовать самостоятельно. Упражнять в умении обрисовывать контуры башен длинными и короткими нитками. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность. Продолжать учить передавать свойства объектов (замок из снега и льда). Упражнять в умении обрисовывать контуры башен, окон, крыш, дверей длинными и короткими нитками. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность. Изображение готовое разных замков, чистые листы бумаги, простые карандаши, ластики, нитки синих оттенков, клей, зубочистки, баночки под клей, кленки для столов, ножницы. Книга о Снежной королеве. 10 неделя «Замок Снежной королевы» 11 неделя «Замок Снежной королевы» Продолжать учить передавать свойства объектов (замок из снега и льда). Упражнять в умении заполнять контуры башен, окон, крыш. Развивать мелкую моторику рук, воображение и творчество. 12 неделя «Замок Снежной королевы» Продолжать учить передавать свойства объектов (замок из снега и льда). Упражнять в умении заполнять фон картины, дополнять декоративным дождиком. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность. Воспитывать желание помогать товарищам, которые Изображение готовое разных замков, чистые листы бумаги, простые карандаши, ластики, нитки синих оттенков, клей, зубочистки, баночки под клей, кленки для столов, ножницы. Книга о Снежной королеве. Изображение готовое разных замков, чистые листы бумаги, простые карандаши, ластики, нитки синих оттенков, клей, зубочистки, баночки под клей, кленки для столов, ножницы. Книга о Снежной королеве. Изображение готовое разных замков, чистые листы бумаги, простые карандаши, ластики, нитки синих оттенков, клей, зубочистки, баночки под клей, кленки для столов, ножницы. Книга о 19 затрудняются выполнить то или Снежной королеве. иное действие. Декоративный дождик. Январь 13 неделя Разделочная дощечка по мотивам городецкой росписи. (декоративная) Познакомить с элементами городецкой росписи. Учить детей создавать изображение длинной нитью, не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. 14 неделя Разделочная дощечка по мотивам городецкой росписи. (декоративная) Продолжать учить детей создавать изображение длинной нитью, не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. 15 неделя Разделочная дощечка по мотивам городецкой росписи. (декоративная) Продолжать учить детей создавать изображение длинной нитью, не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Февраль 16 неделя 17 неделя «Вот эта улица, вот этот Уточнить, что у каждого есть дом и адрес. Предложить дом» нарисовать свои дома с частью двора. Совершенствовать умение подбирать необходимые цвета нитей для работы, отрезать необходимую длину, зарисовывая контуры домов. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. Воспитывать любовь к своему дому. умение «Вот эта улица, вот этот Совершенствовать подбирать необходимые цвета дом» нитей для работы, отрезать необходимую длину, заполняя изображение домов. Развивать мелкую моторику рук, Нити разных цветов, лист картона в виде деревянной доски с элементами городецкой росписи, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, зубочистка. Натуральная разделочная доска с городецкой росписью. Нити разных цветов, лист картона в виде деревянной доски с элементами городецкой росписи, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, зубочистка. Натуральная разделочная доска с городецкой росписью. Нити разных цветов, лист картона в виде деревянной доски с элементами городецкой росписи, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, зубочистка. Натуральная разделочная доска с городецкой росписью. Листы белой бумаги, простые карандаши. Нити разного цвета, клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка для столов. Листы с изображением своих домов. Нити разного цвета, клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка для столов. 20 18 неделя 19 неделя воспитывать, аккуратность, усидчивость. Воспитывать любовь к своему дому. умение «Вот эта улица, вот этот Совершенствовать подбирать необходимые цвета дом» нитей для работы, отрезать необходимую длину, заполняя изображение фон и дополнительные детали. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. Воспитывать любовь к своему дому. умение «Вот эта улица, вот этот Совершенствовать подбирать необходимые цвета дом» нитей для работы, отрезать необходимую длину, заполняя изображение фон и дополнительные детали. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. Воспитывать любовь к своему дому. Март 20 неделя «Мамин день» 21неделя «На морском дне» 22 неделя «На морском дне» Предложить нарисовать морских обитателей. Совершенствовать умение подбирать необходимые цвета нитей для работы, отрезать необходимую длину, зарисовывая контуры рыб. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, усидчивость. Воспитывать чувство прекрасного. Вспомнить обитателей водоёмов. Предложить нарисовать морских обитателей. Совершенствовать умение подбирать необходимые цвета нитей для работы, отрезать необходимую длину, зарисовывая контуры рыб. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, усидчивость. Воспитывать чувство прекрасного. Совершенствовать умение подбирать необходимые цвета нитей для работы, отрезать необходимую длину, заполняя дополнительные детали. Развивать мелкую моторику рук, воображение и творчество. Листы с изображением своих домов. Нити разного цвета, клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка для столов. Листы с изображением своих домов. Нити разного цвета, клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка для столов. Листы белой бумаги, простые карандаши. Нити разного цвета, клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка для столов. Иллюстрации морских обитателей. Листы с изображением обитателей морей. Нити разного цвета, клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка для столов. Листы с изображением обитателей морей. Нити разного цвета, клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка для столов. 21 23 неделя Апрель 24 неделя «В гостях у сказки» «Космическое путешествие» 25 неделя «Космическое путешествие» 26-27 недели «Первые цветы» Воспитывать чувство прекрасного. Совершенствовать умение подбирать необходимые цвета нитей для работы, отрезать необходимую длину, заполняя фон. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, усидчивость. Воспитывать чувство прекрасного. Листы с изображением обитателей морей. Нити разного цвета, клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка для столов. Рассмотреть иллюстрации с космосом. Предложить изобразить космическое путешествие. Совершенствовать умение подбирать необходимые цвета нитей для работы, отрезать необходимую длину, зарисовывая контуры планет, кораблей. Развивать мелкую моторику рук, воображение и творчество. Рассмотреть иллюстрации с космосом. Предложить изобразить космическое путешествие. Совершенствовать умение подбирать необходимые цвета нитей для работы, отрезать необходимую длину, зарисовывая контуры планет, кораблей. Развивать мелкую моторику рук, воображение и творчество. Предложить изобразить космическое путешествие. Совершенствовать умение подбирать необходимые цвета нитей для работы, отрезать необходимую длину, зарисовывая контуры планет, кораблей. Развивать мелкую моторику рук, воображение и творчество. Листы белой бумаги, простые карандаши. Нити разного цвета, клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка для столов. Иллюстрации космоса. Совершенствовать умение подбирать необходимые цвета нитей для работы, отрезать необходимую длину, зарисовывая контуры планет, кораблей. Развивать мелкую моторику рук, Листы белой бумаги, простые карандаши. Нити разного цвета, клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка для столов. Листы белой бумаги, простые карандаши. Нити разного цвета, клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка для столов. Иллюстрации космоса. Листы белой бумаги, простые карандаши. Нити разного цвета, клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка для столов. Май 28 неделя «Цветущее дерево» 22 воображение и творчество. 29 неделя «Цветущее дерево» Совершенствовать умение подбирать необходимые цвета нитей для работы, отрезать необходимую длину, зарисовывая контуры планет, кораблей. Развивать мелкую моторику рук, воображение и творчество. Листы белой бумаги, простые карандаши. Нити разного цвета, клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка для столов. 30 неделя «На солнечной Выявить умения детей. Развивать Листы белой бумаги, творчество. простые карандаши. поляночке» Нити разного цвета, (диагностическое) клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка для столов. 31 неделя «На солнечной Выявить умения детей. Развивать Листы с изображением. творчество. Нити разного цвета, поляночке» клей ПВА, ножницы, зубочистка, клеёнка (диагностическое) для столов. 2.5 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 1.Ознакомление родителей с материалом и приёмами работы в различных техниках. 2.. Альбом рисунков, выполненных в различных техниках. 3. Привлечение родителей к созданию материальной базы. 4.Анкетирование по вопросам художественного развития детей. 5. Трансляция родителям успешности детей (выставки). 3.Организационный раздел 3.1. Организационно-педагогические условия К организационным условиям относятся: ориентация на творческую деятельность и формирование мотивации как фактора развития креативно-мыслящей личности в учебном процессе.. Реализация программы рассчитана на 3 года (периодичность занятий – с октября по май - 2 раза в неделю). Время проведение занятий:2 раза в неделю не более 30 минут. Обязательно на занятии применяются пальчиковые гимнастики, динамические паузы, перерывы. Возраст детей участвующих в реализации данной программы 4-7 лет, количество детей в одной группе –не более 10 человек. 23 На обучение по дополнительной образовательной программе «Волшебные нити» принимаются все желающие дети, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, для них составляется по необходимости адаптированная программа. Для реализации программы, в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов. Занятия с детьми проводятся по следующей схеме. •Начало занятия – как мотив путешествия по сказочным странам. Название страны, царства зависит от материала, с которым дети будут знакомиться и работать. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы. •Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру. •Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ. •Объяснение приемов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом. •Пальчиковая гимнастика, разминка рук. •Самостоятельное изготовление поделки •Анализ готовых поделок своих и товарищей. •Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала. Формы работы с детьми: •игра •импровизация (служащая мостом между играми ребенка в быту) •объяснение •рассказ и рассказ детей •чтение воспитателя •показ •личный пример •беседа •обсуждение •наблюдения •словесные и подвижные игры 3.2. Методика проведения занятий 1 этап - «Создание интереса»(вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, приёмов, с которыми дети будут работать; создание проблемных и поисковых ситуаций; исследовательская деятельность и экспериментальная деятельность; игровые и сюрпризные моменты, показ слайдов по теме; дидактические и развивающие игры). На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности материалов, с помощью которых можно придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов. 24 2 этап - «Формирование практических навыков и умений»(показ образца, сенсорное обследование, показ приёмов для создания образа или композиции, самостоятельных поиск необходимых материалов и техник). Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков и умений с различными исходными материалами, формированию умений создавать образ и композицию. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств. 3 этап - «Собственное творчество»(самостоятельная работа детей, придумывание и составление композиции, сюжета, образа). Создаются все условия для детского творчества, формируется умение экспериментировать с разными техниками и материалами. 4 этап - «Развитие речевой активности»(анализ готовой работы; рассуждения; сопоставления, придумывание мини-рассказов и сказок). По окончании занятий детям предлагается возможность высказаться по поводу совершённой работы. Это может быть: беседа, рассуждения, выбор понравившегося рисунка или поделки с точки зрения технических или творческих навыков и т.п. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей. На всех этапах обучения у детей будут развиваться внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия, улучшатся коммуникативные способности и приобретутся навыки работы в коллективе. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни. 3.3. Материально-техническое обеспечение • • • • • • • • • • • • • • • • 5 столов на 10 посадочных мест; 10 стульев, соответствующие возрастным особенностям детей; ноутбук; игрушки: мягкие, пластмассовые, бумажные, вязанные; кубы разного размера; инвентарь для уборки рабочего места; пластилин; нитки цветная бумага; цветной и белый картон; восковые мелки; клей карандаш; клей ПВА; одноразовые тряпочки; кисти разного размера; гуашь; 25 • • • • • • • • • • • • • • • • др. стеки; ножницы; альбомы; мука; соль; доски для лепки; ватманы, обои, листы формата А 3, А4; фломастеры; трафареты; бусинки, пуговицы; пробки; свечи; цветная бумага; нитки, вата; лоскутки ткани; палитра; 26 Список литературы 1.Г.И.Перевертень «Самоделки из текстильных материалов» Москва «Просвещение» 1990. 2.В.М. Максимова «Энциклопедия вязания» Москва 1993. 3.Н.П. Сакулина Т.С. Комарова «ИЗО в детском саду» Москва 1982. 4.О.С.Молотоборова «Кружок изготовления игрушек- сувениров» Москва «Просвещения» 1990. 5.http://karaponder.ru 6.vk.com/club58199374 7.remeslo.okis.ru/mastershar.html 8.mam2mam.ru/articles/favorites/article..ru/articles/favorites/article.php?ID=772 9.www.liveinternet.ru/tags/поделки+из+ниток/ 10luntiki.ru/blog/podelki/1337.htmlluntiki.ru/blog/podelki/1337.htm 11.sdelaysam-samodelki.ru 12.И. А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г. 13.http://womanadvice.ru/podelki-iz-nitok-i-kleya#ixzz2k7dm8s7s 14. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Спб. 2004. 15. Леонова О. В. Рисуем нитью. М. 2004. 16. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. М. АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2008 17.Новикова,И.В. Обучение вышивке в детском саду [Текст]/И.В.Новикова; худож.М.В.Душин.- Ярославль: Академия развития, 2010.- 80 с.:ил. – (Детский сад:день за днем. В помощь воспитателям и родителям). 27 Изменения и дополнения _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 28