Аналитическая справка по результатам внутренней системы оценки качества образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения 7 города Калуга за 2023 – 2024 учебный год В целях осуществления сбора и анализа информации для организации достоверной и объективной оценки качества дошкольного образования в МБДОУ 7 г. Калуги и на основании приказа «Об утверждении плана деятельности рабочей группы по реализации ВСОКО, графика проведения ВСОКО» в период с 01.04.2023 г. по 30.05.2024 г. была проведена внутренняя оценка качества образования (далее - ВСОКО). Для проведения процедуры внутренней системы оценки качества образования была создана рабочая группа в составе: Председатель комиссии: Куренкова Л.А. – заведующий; Члены комиссии: Королева Н.В – учитель-логопед, учитель-дефектолог; Крутикова С.В., Ильина М.В.- воспитатели. Целью системы оценки качества образования является установление соответствия качества дошкольного образования ФГОС ДО . В качестве источников данных для оценки качества образования использовались: мониторинговые исследования; социологические опросы; отчеты воспитателей МБДОУ; наблюдения за педагогической деятельностью и др. Предметом системы оценки качества образования являются: - качество условий реализации ООП образовательного учреждения; - результативность образовательной деятельности. На основании полученных рабочей группой данных о качестве объектов ВСОКО составлена настоящая «Аналитическая справка по результатам внутренней системы оценки качества образования в МБДОУ № 7 г. Калуги за 2023-2024 учебный год», в которой представлены выводы о качестве реализации образовательных программ дошкольного образования; условиях их реализации; образовательных результатах воспитанников и соответствие образовательной деятельности потребностям родителей (законных представителей воспитанников. Качество условий реализации ООП МБДОУ Анализ психолого-педагогических условий Критериями и показателями оценки качества условий реализации ООП МБДОУ являются требования к кадровому, материально-техническому, информационно- методическому, психолого-педагогическому, финансовому обеспечению. Членами рабочей группы было установлено, что в МБДОУ созданы условия для реализации Основной образовательной программы дошкольного образования и Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС ДО. Для нормативно-правового обеспечения реализации ООП ДО имеется документация, соответствующая требованиям действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов (Устав, локальные акты, лицензия на право осуществления образовательной деятельности, документы, обеспечивающие процесс управления реализацией ООП ДО и др.). ООП ДО и АООП ДО МБДОУ разработаны в соответствии с требованиями нормативных документов и примерных программ. Содержание ООП ДО и АООП ДО выстроено в соответствии с научными принципами и подходами, обозначенными ФГОСДО: развивающего обучения, научной обоснованности и практической применимости, полноты и достаточности, интеграции образовательных областей, комплексно-тематического подхода. Объем обязательной части ООП ДО и АООП ДО и части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует требованиям к объему и содержанию, отражает специфику условий осуществления образовательного процесса, а также включает время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО и АООП ДО. Обязательная часть Программ составляет не менее 65% объема. Программы направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Программы реализуется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования построение образовательного процесса происходит на адекватных возрасту формах работы с детьми (ведущая-игра). Наряду с образовательными задачами педагоги решают задачи воспитания, развития входе совместной с познавательно-исследовательской, детьми игровой, продуктивной коммуникативной, деятельности, входе трудовой, режимных моментов; во время самостоятельной деятельности детей; во взаимодействии с семьями воспитанников. Посещения нерегламентированной деятельности и образовательных ситуаций показало, что педагоги ДОУ создают и поддерживают доброжелательную атмосферу в группе, что способствует установлению доверительных отношений с детьми: -общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо; -поддерживают доброжелательные отношения между детьми; -взрослые не прибегают к негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей; -в индивидуальном общении с ребенком выбирают позицию «глаза на одном уровне»; -учитывают потребность детей в поддержке взрослых; -чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их возрастные индивидуальные особенности; -уделяют специальное внимание детям с особыми потребностями; -при коррекции поведения детей чаще пользуются поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением. Наблюдения за образовательной деятельностью показали, что педагоги владеют методикой дошкольного образования и воспитания, приемами взаимодействия с детьми, прослеживается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми. Много внимания уделяется формированию предпосылок учебной деятельности дошкольников, логического мышления, сообразительности. В процессе образовательной деятельности наблюдался положительный эмоциональный фон, партнерские взаимоотношения детей и взрослых за счет с пользования игры, внесения новых заданий, использования мультимедийной системы, заданий повышенной трудности, писем и т.п. Педагоги используют в своей профессиональной деятельности современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы, современные педагогические технологии; создают условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей. Это позволяет детям организовывать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений. Вывод: Педагоги показали хороший уровень проведения мероприятий, качество и построение образовательной деятельности соответствует требованиям ФГОС ДО. Взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста основывается на субъектном отношение педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку, что позволило сделать вывод, что в ДОУ созданы комфортные условия, для полноценного психофизического развития детей и обеспечения их эмоционального благополучия. Анализ развивающей предметно-пространственной среды В МБДОУ созданы условия для организации образовательного процесса. В детском саду имеются: кабинет заведующей, методический кабинет, медицинский кабинет, логопедический кабинет, физкультурный и музыкальный залы, участки для прогулок детей, групповые помещения с учетом возрастных особенностей детей, помещения, обеспечивающие быт, и т. д. Территория детского сада – важное составляющее звено развивающей предметно – пространственной среды. Игровые площадки соответствует гигиеническим требованиям и обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении и развитии. Для защиты детей от солнца и осадков имеются теневые навесы (веранды). На игровых площадках имеется игровое оборудование для обеспечения двигательной активности, для сюжетноролевых игр, клумбы, малые скульптурные формы. В свободном доступе воспитанников имеется игровое оборудование, оборудование дидактических и игр с водой и песком, для подвижных игр и трудовой деятельности, для художественно-эстетического, познавательного и речевого развития. Развивающая предметно-пространственная среда групп организована в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающего материала. Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течении дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В группах имеется разнообразная атрибутика, дидактический материал, наглядные пособия. В каждой возрастной группе созданы «центры», которые содержат в себе познавательный и развивающих материал в соответствии с возрастом детей: для ролевых игр, книжный, настольно-печатных игр, природы, игровой, художественного творчества и т.п. В ДОУ уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, т.к. среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. Выводы: Развивающая предметно-пространственная среда образовательного учреждения и групповых помещений построена в соответствии с ФГОС ДО и соответствует действующим санитарным нормам и правилам. Оборудование отвечает санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим педагогическим и эстетическим требованиям. Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации ООП ДО и АООП ДО основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра. Вывод: Созданные условия для организации воспитательно-образовательного процесса можно считать удовлетворительными. Анализ кадровых условий Реализация ООП ДО и АООП ДО обеспечивается руководящими, педагогическими и учебно-вспомогательными работниками. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации ООП ДО и АООП ДО, определяется ее целями и задачами, контингентом воспитанников. На момент мониторинга в МБДОУ работает 25 человек, из них 11 педагогов: 8 воспитателей и 1 педагог-психолог, 2 учителя-логопеда и учителядефектолога. Из них: педагогов с высшим образованием педагогической направленности – 8 человек (73%); педагогов с высшей квалификационной категорией – 4 (36%), с первой квалификационной категорией – 2 (18%); педагогов со стажем до 5 лет – 4 (37%), свыше 30 лет – 2 (18%). Вакансии педагогических кадров отсутствуют. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников проводится в системе. Курсовая подготовка педагогов ведется согласно графику. В 2023-2024 учебном году курсовую подготовку прошли 2 педагога. В 2023-2024 уч.г. воспитатели повышали свой профессиональный уровень, принимая участие в работе методических объединений, в самообразовании, знакомились с опытом работы своих коллег из других дошкольных учреждений, проходили курсы повышения квалификации. Вывод: Педагогический коллектив МБДОУ укомплектован кадрами. В ДОУ работает стабильный кадровый состав, способный эффективно осуществлять поставленные цели и задачи. Все педагоги имеют педагогическое образование, своевременно проходят курсы повышения квалификации. В соответствии с пунктом 3.4.2. ФГОС ДО, педагогические работники в целом обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п.3.2.5. ФГОС ДО. Кадровая политика МБДОУ направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов и личностноориентированного подхода к сотрудникам, учитываются профессиональные и образовательные запросы, созданы все условия для повышения профессионального уровня и личностной самореализации. В 2024-2025 учебном году необходимо продолжать создание достойных условий для педагогической деятельности, повышения профессионального уровня, профессиональной и творческой самореализации посредством расширения спектра применяемых технологий работы с кадрами и повышения квалификации: в том числе ИКТ-технологий (участие педагогов в онлайн- конференциях, вебинарах и др.). Анализ материально-технических условий реализации ООП ДОУ. Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. В условиях реализации ФГОС ДО одним из показателей качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В детском саду созданы все условия для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. Для каждой возрастной группы есть отдельный участок, на котором размещены малые игровые постройки. На территории МБДОУ разбиты цветники, где дети реализуют свое общение с природой, закрепляют полученные знания, навыки и умения. В детском саду имеются: - групповые помещения; - кабинет заведующего; - методический кабинет; - физкультурный и музыкальный залы; - медицинский кабинет; - пищеблок; - прачечная; - логопедический кабинет; - кабинет педагога-психолога. Все кабинеты оснащены оборудованием, обеспечены учебно-наглядным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения. Учебный процесс оснащен как наглядным дидактическим, так и учебно-игровым оборудованием. Методический кабинет укомплектован методической литературой, хотя требуется обновление некоторых методических материалов. МБДОУ оснащено ТСО: компьютеры, принтеры, копировальный аппарат, телевизор, музыкальный центр, аудиомагнитофоны, мультимедийная установка, ламинатор и др. Для осуществления педагогического процесса, развитие творческого потенциала детей, формирования психологического микроклимата, введения детей в социум создана развивающая предметно-пространственная среда, которая рассматривается педагогами как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровней активности, способствующая повышению качества образовательной работы с детьми. Комфортная развивающая среда, созданная в группах, дает ребенку чувство психологической овладению защищенности, разными способами помогает развитию деятельности. В творческих интерьере способностей, групп есть легко трансформируемые элементы, сохраняющие при этом общую смысловую целостность. В течение учебного года педагоги активно работали над построением и совершенствованием развивающей среды. Во всех возрастных группах пополнены новыми развивающими и дидактическими игрушками центры игровой, двигательной, музыкальной, художественно-эстетической, познавательной и речевой активности. Содержание предметно-развивающей среды в детском саду соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей. Одним из непременных условий влияния среды на развитие как одаренного, так и обычного ребенка является участие взрослого. В совместной деятельности педагоги детского сада стимулируют познавательную активность детей, поддерживают имеющийся у них интерес, обеспечивают материалами для экспериментирования, играми, игрушками, отвечают на многочисленные вопросы или предлагают новые сферы деятельности. В каждой группе оборудованы мини-библиотеки детской художественной литературы и наличие большеформатных книг познавательного содержания. Для осуществления педагогического процесса, развитие творческого потенциала детей, формирования психологического микроклимата, введения детей в социум создана развивающая предметно-пространственная среда, которая представлена уголками, оснащенными методическим материалом и пособиями, как игровой, так и разнообразной направленности: музыкальной, театрализованной, физкультурно-оздоровительной, трудовой, что способствует ознакомлению детей с явлениями и предметами природы, окружающей жизни, развитию речи, формированию поведенческих навыков и общению. Вывод: Материально-техническая база и созданная предметно-развивающая среда в МБДОУ обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы, но и при проведении режимных моментов. МТБ соответствует современным требованиям, СанПиН, реализуемой программе, возрасту детей. Однако, несмотря не на что, задача обогащения и расширения РППС в МБДОУ остаётся актуальной. В группах необходимо наполнять игровые и спортивные уголки новым, современным содержанием в соответствии с ФГОС ДО. Недостаточно игрового и спортивного выносного материала для организации полноценной прогулки детей. Состояние детских участков не соответствует современным требованиям и требованиям ФГОС ДО. Нет спортивной площадки на улице. Развивающая среда на участках однообразна, не насыщенна, не всегда учитывает интересы детей, частично пригодна для решения образовательных задач во время прогулки. Таким образом, нельзя говорить о едином образовательном пространстве для решения задач образовательной программы. Также, следуя принципам ФГОС ДО, для повышения качества воспитательнообразовательной деятельности необходимо совершенствовать среду: сделать ее более личностно-ориентированной, направленной на качественное и доступное образование, развитие и воспитание дошкольника, на формирование его успешности. Анализ финансовых условий. Финансирование (финансирование персоналу, ДОУ производится оплату осуществляется на коммунальных из муниципального выплату заработной услуг, организацию платы бюджета обслуживающему питания, приобретение хозяйственных товаров, выполнение услуг по содержанию движимого и недвижимого имущества). Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ДО строится в соответствии Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2024 г., где определен объем расходов, необходимых для реализации ООП ДО, механизм его формирования. Материально-техническая база позволяет обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; обеспечивать образовательному учреждению возможность выполнения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и условиям реализации ООП ДО. Результативность деятельности ДОО. Участие (достижения) воспитанников в конкурсах. В течение 2022-2023 учебного года воспитанники ДОУ под руководством педагогов и родителей (законных представителей) принимали участие в конкурсах, разной направленности. В этом году участие в конкурсах, выставках приняли и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья. Результаты освоения воспитанниками ООП ДО и АООП ДО. Для наблюдения за ходом реализации образовательной программы, отслеживания эффективности ее выполнения и внесения по мере необходимости корректив в процесс ее реализации в детском саду в течение учебного года проводилась большая и планомерная работа по освоению детьми знаний, умений и овладению навыками. С целью дифференцированного подхода к детям педагоги вели наблюдения за достижениями каждого ребенка, проводилась коррекционная работа. В течение учебного года образовательная работа велась на достаточном уровне. В начале и конце учебного года в соответствии с ФГОС ДО была проведена педагогическая диагностика. Мониторинг детей проводится в сентябре (начало учебного года) и мае (конец учебного года) для выявления динамики физического, интеллектуального и личностного развития детей и их образовательных достижений, выявления детей с проблемами в развитии личности. Сбор информации строился на анализе реального поведения ребенка. Информация фиксировалась посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагоги получали в естественной среде, в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организации образовательной деятельности, создания педагогических ситуаций, анализа работ продуктивной деятельности, организации игровой деятельности. Результаты освоения программы по возрастным группам в 2022-2023 учебном году отражены в аналитических справках по группам. Вывод: Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения программного материала детьми, т.е. прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам деятельности, но следует продолжать работу по речевому развитию детей. В основном показатели выполнения программы лежат в пределах выше среднего и среднего уровня. Готовность детей к обучению в школе. В начале и конце учебного года дети подготовительной группы проходили психологическое обследование. В обследовании приняли участие 26 выпускников. При обследовании детей подготовительной группы использовались следующие формы и методы диагностики: педагогическая диагностика по программе, тест Керна-Йерасека, изучение социальной зрелости, личностной зрелости, интеллектуальной зрелости. Общие результаты психологической готовности к школьному обучению следующие: из 26 обследованных детей все полностью готовы к обучению. Вывод: Можно сказать, что дошкольники обладают совокупностью интегративных качеств, необходимых для поступления в школу. Эти результаты обусловлены следующими факторами: - естественное созревание психофизиологических процессов и личности дошкольника к 7 годам; - целенаправленная работа педагогов подготовительной группы; - взаимодействие педагогов ДОУ и родителей дошкольников. Однако, представления в связи с воспитателей новыми по требованиями, формированию необходимо целевых оптимизировать ориентиров, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования, активизировать работу по взаимодействию школы и ДОУ в целях создания благоприятных условий для развития личности ребенка. Вывод: Исходя из модели выпускника, адаптации детей в ДОУ, мы можем сказать, что прослеживается положительная динамика развития детей. Педагоги используют различные формы образования, повышая свой профессиональный уровень, овладевают активными методами и приёмами работы с детьми. Анализ удовлетворенности родителей как заказчиков образования. Сотрудничество с родителями воспитанников и активное включение их в деятельность является основной задачей педагогического коллектива. Взаимодействие с семьями воспитанников реализовалось через разнообразные формы, что соответствует задачам, поставленным нетрадиционные формы на учебный год. взаимодействия, Мы суть использовали которых - традиционные обогатить и родителей педагогическими знаниями. На сегодняшний день родители выступают не только в роли заказчика, но и имеют возможность объективно оценить уровень работы ДОУ. Поэтому для построения эффективного взаимодействия детского сада и семьи были использованы как традиционные, так и нетрадиционные формы сотрудничества, позволяющие определить степень удовлетворения индивидуальных запросов. Проведенный анализ удовлетворенности деятельностью показал, что процент родителей образовательной удовлетворенности деятельностью МБДОУ составляющий 97% опрошенных родителей, позволяет сделать следующие выводы: -Созданная система работы ДОУ позволяет удовлетворять потребность и запросы родителей на достаточном уровне. -Современные родители не только предъявляют высокие требования к качеству образовательных и жизнеобеспечивающих услуг, но и стремятся сами участвовать в образовательном процессе ДОУ. Однако не значительный процент родителей остается с потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, пассивным отношением к участию в мероприятиях и в управлении ДОУ. Поэтому, одной из приоритетных задач коллектива ДОУ является поиск эффективных путей взаимодействия с родителями детей нового поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с живым общением, современные технологии: интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении ДОУ. Заключение: Проведенная процедура ВСОКО позволила выявить нам сильные и слабые направления в деятельности МБДОУ № 7 г. Калуги. Учреждение функционирует в режиме развития, о чем свидетельствует высокий уровень усвоения образовательной программы, созданные комфортные психолого-педагогические условия, созданная материально-техническая база, соответствующая требованиям нормативных документов и др. Однако, необходимо продолжить работу по совершенствованию материальнотехнической базы учреждения, сохранению и укреплению здоровья детей, по повышению профессиональной компетентности педагогического коллектива и совершенствованию системы взаимодействия с родителями. Деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 7 города Калуги соответствуют требованиям законодательства РФ. Динамика развития МБДОУ в сравнении с предыдущим положительная. Заведующий МБДОУ № 7 г. Калуги Куренкова Л.А. Учитель-логопед Королева Н.В. Воспитатель Крутикова С.В. Воспитатель Ильина М.В. отчетным периодом