1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 7 города Калуги (МБДОУ № 7 г. Калуги) Согласован Педагогическим советом Протокол № 3 от 26.03.2024 г. Утверждаю Заведующий МБДОУ № 7 г. Калуги _________________Л.А.Куренкова Отчёт о результатах самообследования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 7 города Калуги Отчётный период 2023 год Калуга, 2024 г. 2 Структура отчета 1 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 2 Общие сведения об образовательной организации Аналитическая часть Оценка образовательной деятельности Оценка системы управления организации Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Оценка организации учебного процесса (воспитательно-образовательного процесса) Оценка качества кадрового обеспечения Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Оценка материально-технической базы Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования Оценка обеспечения безопасности жизнедеятельности ДОО Оценка деятельности образовательной организации по показателям 3 Введение Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение № 7 города Калуги (далее – Учреждение) является звеном муниципальной системы образования города Калуги, обеспечивающим реализацию задач дошкольного образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и законодательством Российской Федерации. Самообследование проводилось в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ, на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г.№ 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2017 г. № 1218 «О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462», Уставом МБДОУ № 7 г. Калуги. В процессе самообследования проводилась оценка: • организационно-правового обеспечения образовательной деятельности; • образовательной деятельности; • системы управления организации; • содержания и качества воспитания, обучения и развития воспитанников; • организации учебного (воспитательно-образовательного) процесса; • обеспечения безопасности жизнедеятельности ДОО; • качества кадрового, учебно-методического и библиотечноинформационного обеспечения, материально-технической базы; • функционирования внутренней системы оценки качества образования. Отчет составлен по состоянию на 01.01.2024 года. Общие сведения об общеобразовательном учреждении Наименование Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 7 города Калуги (МБДОУ № 7 г. Калуги) Руководитель Куренкова Людмила Алексеевна – заведующий МБДОУ Адрес организации 248016, г. Калуга, ул. Ленина, 45 Адрес электронной почты dou_7@adm.kaluga.ru Дата создания учреждения 2009 год Учредитель Функции и полномочия учредителя осуществляет Подведомственность Муниципальное образование «Город Калуга» Муниципальное образование «Город Калуга». Функции и полномочия Учредителя осуществляет Городская Управа города Калуги. Функции и полномочия собственника имущества исполняет муниципальное образование «Город Калуга». Дошкольное учреждение подведомственно структурному подразделению Городской Управы города Калуги – управлению образования города Калуги, осуществляющему управление в сфере 4 образования. Утверждён Постановлением Городской Управы города Калуги № 8814-пи от 13.07.2015г. Лицензия №178 от 26 мая 2015 года, Серия 40Л01 № 0001163 Режим работы Пятидневная рабочая неделя с понедельника по пятницу d режиме полного дня (12-часового пребывания) с 07.00 до 19.00, Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные календарные дни РФ. Органы Педагогический совет, общее собрание работников ДОО. самоуправления Имеется представительный орган работников – профсоюзная организация. С целью учета мнения родителей (законных представителей) в ДОО создан Совет родтелей Контакты 248016 г. Калуга, улица Ленина, дом 45 администрации 22-42-98 - заведующий ДОУ Людмила Алексеевна Куренкова, 22-04-33- заведующий хозяйством Наталья Александровна Синебрюхова Адрес официального mbdou-007.kaluga.ru сайта Устав Здание, в котором расположено МБДОУ № 7 г. Калуги двухэтажное, типовое. Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность – 492,2 кв.м. Соотношение общей площади и количества воспитанников не нарушает требований СанПиН. Учреждение расположено внутри жилого комплекса, на расстоянии от промышленных предприятий, автомобильных дорог. Цель деятельности ДОО: осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Предметом деятельности ДОО является: реализация конституционного права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Целью проведения самообследования является также анализ развития МБДОУ № 7 г. Калуги в 2023 году и обеспечения доступности и открытости информации о ДОО. В процессе самообследования проводилась оценка: • организационно-правового обеспечения образовательной деятельности; • образовательной деятельности; • системы управления организации; • содержания и качества воспитания, обучения и развития воспитанников; • организации учебного (воспитательно-образовательного) процесса; • обеспечения безопасности жизнедеятельности ДОО; • качества кадрового, учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы; • функционирования внутренней системы оценки качества образования. Приоритетные направления развития ДОО в 2023 году: - обеспечение качества реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; 5 - создание условий для обеспечения качественного перехода и реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования; - создание условий для обеспечения качественного перехода и реализации Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования; - реализация системы наставничества в ДОО в рамках года «Педагога и наставника», представление широкой общественности опыта работы учреждения по данному направлению; - создание условий для распространения положительного педагогического опыта, внедрения результативных методик и технологий в практику работы дошкольного учреждения; - развитие кадрового потенциала дошкольного учреждения через создание условий для повышения уровня профессиональной компетенции педагогов и обеспечения эффективного управления на основе персонифицированного подхода; - обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов организации воспитательного процесса, направленных на совершенствование и эффективную реализацию воспитательного и развивающего компонентов ФГОС ДО, ФОП ДО; - продолжение системной работы по выявлению и развитию детских способностей, созданию условий для реализации творческих и личностных инициатив детей посредством реализации проекта по созданию личностно-развивающей среды в ДОО - развитие инновационного потенциала ДОО, в том числе через реализацию программы развития МБДОУ № 7 г. Калуги, активизацию инновационных процессов, поддержку и распространение лучшего педагогического опыта ДОО; - обеспечение информационной открытости ДОО; -развитие системы внутреннего мониторинга оценки качества образования, и использование его результатов при принятии управленческих решений; - обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования учреждения. Отчет составлен по состоянию на 01.01.2024 года. 1. Аналитическая часть 1.1. Оценка образовательной деятельности Образовательная деятельность в Учреждении организована в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования, Федеральной адаптированной образовательной программой. Образовательная деятельность ведется на основании утвержденной основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 7 г. Калуги и адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 7 г. Калуги для детей с задержкой психического развития. Основными задачами образовательной деятельности Учреждения являются: - формирование общей культуры, приобщение детей к общечеловеческим ценностям; - развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; - формирование предпосылок к учебной деятельности; - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; - взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В структуру МБДОУ № 7 г. Калуги (далее Учреждение) входит 6 возрастных групп. 6 В период с января 2023 года по август 2023 года в Учреждении функционировали 4 группы общеразвивающей направленности: 1 группа – с 3 до 5 лет; 1 группа – с 6 до 7 лет; 1 группа комбинированной направленности (для нормотипичных детей и детей с задержкой психического развития); 3 группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 1 группа – с 4 до 5 лет; 1 группа – с 5 до 6 лет; 1 группа – с 5 до 7 лет. В период с августа 2023 года по декабрь 2023 года в Учреждении функционировали 2 группы комбинированной направленности: 1 группа – с 4 до 6 лет (для детей с ТНР); 1 группа – с 6 до 7 лет (для детей с ЗПР); и 3 группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития: 1 группа – с 5 до 7 лет; 1 группа – с 5 до 6 лет; 1 группа – с 6 до 7 лет. Для каждой возрастной группы есть прогулочные участки, на которых размещены: веранды, песочницы, постройки для развития различных видов детской деятельности, имеется спортивная площадка. Территория благоустроена, эстетично оформлена, разбиты цветники и огород. Основные направления деятельности педагогического коллектива: - реализация плана работы в рамках программы развития ДОО; - повышение профессиональных компетенций педагогов по реализации психологопедагогических условий ФОП ДО и ФАОП ДО; - повышение профессиональных компетенций педагогов по развитию у детей технических навыков; - формирование отдельных педагогических компетенций в ходе реализации Программы воспитания; - пропаганда достижений воспитанников и педагогов: участие педагогов ДОО в профессиональных конкурсах, участие обучающихся ДОО в конкурсах разного уровня и направленности, распространение педагогического опыта среди коллег. Образовательная деятельность в соответствии с ФОП ДО, ФГОС ДО и ФАОП ДО реализуется по пяти образовательным областям (речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие) и ориентирована на гармонизацию традиционного и инновационного подходов к обучению с применением современных образовательных технологий и деятельностного подхода в обучении. Для реализации образовательных программ создана развивающая предметнопространственная среда, которая меняется и обновляется в зависимости от возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников, их интересов. Воспитательно-образовательный процесс в Учреждении включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение) согласно ФГОС ДО; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательных программ дошкольного образования. Образовательный процесс построен на формах работы, согласно возрасту детей, в 7 виде игр, бесед, опытов, наблюдений и т.д. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Ведущие виды деятельности – игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная. Педагоги в своей работе используют современные образовательные технологии: проектную, творческую, исследовательскую и т.д. Для физического развития детей используют различные формы работы по физическому воспитанию: физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, дыхательную гимнастику, спортивные развлечения. Используются во время занятий физминутки, пальчиковая гимнастика. В Учреждении созданы оптимальные условия для коррекционно – развивающей работы и всестороннего развития детей. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалиста, воспитателя и семьи воспитанника. В комбинированной группе коррекционное направление является приоритетным, так как его целью является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Организована тесная связь с социальными партнёрами (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» города Калуги, «Школа искусств № 2», ЦГДБ имени А. Гайдара г. Калуги, ДЮСХ «Оливия», ООО «Лайк Калуга», МУЗ «Городская детская больница» филиал № 1, ГЦ СЭН, ГЦПП), Калужский областной эколого-биологический центр). Это способствует успешной социализации и эффективному решению проблем воспитания, образования и здоровья воспитанников. Воспитательная работа С января 2023 года по август 2023 года в ДОО продолжалась реализация рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, которые являлись частью основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. С сентября 2023 года ДОО начала реализацию Федеральной рабочей программы воспитания, которая является неотъемлемой частью ФОП ДО и ФАОП ДО по направлениям: -патриотическое воспитание; -духовно-нравственное воспитание; - социальное направление воспитания; - познавательное направление воспитания; - физическое и оздоровительное направление воспитания; - трудовое направление воспитания; - эстетическое направление воспитания. Был проведен мониторинг по показателю «Воспитывающая среда», который показал, что в ДОО созданы условия для приобщения к традиционным ценностям, для формирования эмоционально-ценностного отношения детей к окружающему миру и др. Мониторинг, проведенный в конце 2023 года, показал, что родители выражают удовлетворенность воспитательным процессом в ДОО (96%) Чтобы выбрать стратегию воспитательной работы, в 2023 году проводился анализ состава семей воспитанников. Характеристика семей по составу Состав семьи Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Полная 79 70,9 % 8 Неполная с матерью 23 29,1% Неполная с отцом 0 0% Оформлено опекунство 0 0% Характеристика семей по количеству детей Количество детей в семье Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Один ребенок 46 58,2 % Два ребенка 26 32,9% Три ребенка и более 7 8,9 % Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей. Детям из неполных семей уделяется большее внимание в первые месяцы после зачисления в Учреждение. Поскольку одной из главнейших педагогических задач является воспитание детей дошкольного возраста, педагоги Учреждения уделяют данному вопросу особое внимание. На протяжении всего пребывания каждого ребенка в детском саду сотрудники стараются привить навыки культуры поведения, положительных взаимоотношений. Любой организованный вид детской деятельности несет в себе не только обучающие моменты, но и воспитательные. По вопросам воспитания педагоги Учреждения тесно сотрудничают с родителями воспитанников, активно используют внешние связи. Одним из важных условий достижения качества образования является сотрудничество педагогов с семьями воспитанников. Для успешного достижения поставленных целей педагогическим коллективом используются наглядные, индивидуальные и коллективные формы работы, такие как: дни открытых дверей, выставки детских совместных работ, оформление тематических стендов, фотовыставки, выпуск журнала «Знайка-Незнайка», беседы, выпуск электронных дайджест журналов, консультации, анкетирование, организация совместной практической деятельности, родительские собрания, встречи со специалистами: учителем-логопедом, учитеелем-дефектологом, педагогом-психологом,. В ДОУ функционирет клуб «Мы вместе». Доброй традицией в Учреждении стало проведение Дней открытых дверей, «Недели здоровья», совместных спортивных и музыкальных развлечений, которые призваны помочь детям и родителям найти взаимопонимание, ощутить взаимоподдержку: организация проводов зимы; совместные праздники с родителями; празднование «Дня семьи» и «Дня любви и верности»; проведение специалистами и воспитателями «Мастерклассов» для родителей; организация выставок совместных работ, сделанных родителями, педагогами: выставка «Осенние дары», «Новый год стучится в двери» и др. Работа по реализации Федеральной рабочей программы воспитания ведется ежедневно. Педагоги планируют и решают воспитательные задачи при организации всех видов детской деятельности, а также во время деятельности по присмотру и уходу за воспитанниками. Дополнительное образование В целях предоставления возможностей поддержки и развития способностей, склонностей и интересов обучающихся ДОО организуется работа по организации 9 дополнительных образовательных услуг. В Учреждении в 2023 году дополнительные общеразвивающие программы реализовались в 3-х кружках: «Креативное творчество», «Речевой калейдоскоп», «Адаптивная гимнастика», «Театральные ступеньки», «Игротека». Источник финансирования: физические лица. № Наименование программ Возраст Год, количество воспитанников 2023 1 «Креативное творчество» 2 «Речевой калейдоскоп» 3 «Адаптивная гимнастика» 4 «Театральные ступеньки» 5 «Игротека» 4-5 лет 5-7 лет 4-5 лет 5-7 лет 4-5 лет 5-7 лет 4-5 лет 5-7 лет 5-6 лет 5-7 лет 14 27 19 9 12 Занятия в кружках организуются два раза в неделю. Занятия ведут опытные педагоги, имеющие необходимую подготовку (воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагог-психолог). Анализ посещаемости детьми занятий по программам дополнительных общеразвивающих программ, показывает, что дополнительное образование в ДОО реализуется достаточно активно. В 2023 году вновь заработал кружок «Театральные ступеньки», который не работал в 2022 году. Кроме того, в 2023 году стал впервые функционировать кружок «Игротека». Анализ родительского опроса, проведенного в конце 2023 года, показывает, что дополнительное образование в ДОО реализуется достаточно активно. 1.2.Оценка системы управления организацией Управление МБДОУ №7 г. Калуги осуществляется в соответствии с Уставом ДОУ и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», строится на принципах единоначалия и коллегиальности. В Учреждении реализуется возможность участия в управлении учреждением всех участников образовательного процесса. Единоличным исполнительным органом ДОО является заведующий, который осуществляет текущее руководство деятельностью ДОО. Коллегиальными органами управления являются педагогический совет, общее собрание работников.. Общее собрание работников вправе принимать решения, если в его работе участвует более половины работников, для которых Учреждение является основным местом работы. В периоды между Общими собраниями интересы трудового коллектива представляет Профсоюзный комитет. Педагогический совет осуществляет руководство образовательной деятельностью. Отношения Учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников регулируются в порядке, установленном ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом Учреждения. 10 В Учреждении создана структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения, которая представлена взаимосвязью деятельности административно-управленческого персонала (заведующего, заведующего хозяйством), коллегиальными органами управления дошкольного учреждения. Органы управления, действующие в Учреждении Наименование органа Функции Заведующий Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство Детским садом Педагогический совет Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Детского сада, в том числе рассматривает вопросы: развития образовательных услуг; регламентации образовательных отношений; разработки образовательных программ; выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; материально-технического обеспечения образовательного процесса; аттестации, повышении квалификации педагогических работников; координации деятельности методических объединений Общее собрание работников Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы Структура и система управления соответствуют специфике деятельности Учреждения. В Учреждении создана структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения, которая представлена взаимосвязью деятельности административноуправленческого персонала (заведующего, старшего воспитателя, заведующего хозяйством), коллегиальными органами управления дошкольного учреждения, сотрудниками ГБУЗ КО «Детская городская больница». Управление дошкольного учреждения осуществляется в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, требованиями Устава МБДОУ № 7 г. Калуги. 11 Управленческая деятельность в течение года основывалась на принципах демократичности, открытости и была направлена на выполнение нормативных документов, инструкций, совершенствование образовательного процесса, эффективность и рост профессионального мастерства педагогов, поддержание положительного микроклимата в коллективе сотрудников, активизацию работы с родителями (законными представителями) воспитанников. В Учреждении функционирует Первичная профсоюзная организация. Интересы трудового коллектива представляет профсоюзный комитет. В течение 2023 года штатное расписание соответствовало потребностям образовательного процесса. Все педагогические работники выполняли свои должностные обязанности согласно должностным инструкциям. Деятельность каждого работника регламентировалась графиками работы и циклограммами труда. Работа персонала дошкольного учреждения скоординирована по содержанию и строилась в соответствии с годовым планом работы и основной образовательной программой дошкольной организации. В 2023 году были проведены все запланированные мероприятия: педагогические советы, заседания общего собрания трудового коллектива, медико-педагогические совещания, заседания ПМПк родительские собрания, воспитательные и праздничные мероприятия и др. Педагогические советы, заседания общего собрания трудового коллектива, медикопедагогические совещания, заседания ПМПк, родительские собрания оформлены в соответствии с требованиями. Эффективность системы управления Учреждения представлена: -наличием необходимых локальных документов; - результатами освоения воспитанниками основной образовательной программы (по итогам мониторинга); - положительными результатами анкетирования родителей; - повышением уровня квалификации педагогов; - обновлением материально-технической базы. В системе управления продолжают использоваться управленческие технологии распределенного лидерства, использован проектный подход к управлению ДОО, оптимизированы кадровые, организационные ресурс, обеспечивающие повышение качества педагогической и управленческой деятельности. В 2023 году продолжилась работа по направлениям: развитие компетентностного роста педагогов и активизации работы с родителями (законными представителями) в рамках работы по реализации программы развития. Коллектив продолжает работать с технологией ТИКО-моделирования, внедряя ее во все виды детской деятельности. Педагоги овладели технологией развивающего обучения – «Утренний круг». ДОО продолжает работать в качестве федеральной экспериментальной площадки по апробации технологии ТИКО-моделирования и ТИКО-конструктора. Локальные документы ДОО были приведены в соответствие с действующим законодательством, в связи с изменением в нем. В связи с вступлением в силу с 1 января 2023 года изменений по охране труда были обновлены все инструкции по должностям и видам работ. 1.3. Оценка содержания и качества воспитания, обучения и развития обучающихся Образовательный процесс в ДОО построен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников по основным направлениям развития детей – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественноэстетическому. 12 Образовательный процесс реализуется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. В соответствии с индивидуальными особенностями и образовательными потребностями ребенка проводится обучение согласно индивидуальной траектории развития для детей, по разным причинам не усваивающих образовательную Программу, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, для одаренных детей. Образовательный процесс реализуется через совместную деятельность детей и взрослых (организованная регламентированная деятельность и образовательная деятельность в режимных моментах) и самостоятельную деятельность детей. Содержание образовательного процесса реализуется на основе рабочих программ педагогов. В работе ДОО используются следующие педагогические технологии: - проблемное обучение, - игровые технологии, - проектная деятельность, - коллективное обучение, - здоровьесберегающие технологии. Уровень развития детей анализируется по итогам педагогической диагностики. Формы проведения диагностики: диагностические занятия (по каждому разделу программы); диагностические срезы; наблюдения, итоговые занятия. Разработаны диагностические карты освоения основных образовательных программ дошкольного образования ДОО в каждой возрастной группе. Карты включают анализ уровня развития воспитанников в рамках целевых ориентиров дошкольного образования и качества освоения образовательных областей. Так, результаты качества освоения ООП в ДОО на конец 2023 года выглядят следующим образом: Уровень развития воспитанников в рамках целевых ориентиров Начало года, % Конец года, % Познавательное развитие 63 89 Речевое развитие 58 87 Художественно-эстетическое развитие 60 84 Социально-коммуникативное развитие 68 91 Физическое развитие 69 89 Результаты качества освоения АООП Учреждения на конец 2023 года выглядят следующим образом: Уровень развития воспитанников в рамках целевых ориентиров Начало года, % Конец года, % Познавательное развитие 20 32 Речевое развитие 15 19 Художественно-эстетическое развитие 23 42 Социально-коммуникативное развитие 21 30 13 Физическое развитие 21 29 Педагогом-психологом ДОО проводилось обследование воспитанников подготовительной к школе группы на предмет оценки сформированности предпосылок к учебной деятельности в количестве 17 человек. Задания позволили оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией (удержание алгоритма деятельности), умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа, целенаправленности деятельности и самоконтроля. Результаты педагогического анализа показывают преобладание детей с высоким и средним уровнями развития при прогрессирующей динамике на конец учебного года, что говорит о результативности образовательной деятельности в ДОО. Вывод: образовательный процесс в ДОО организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством к дошкольному образованию и направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка. 1.4.Оценка организации учебного процесса (воспитательно-образовательного процесса) В основе образовательного процесса в Учреждении лежит взаимодействие педагогических работников, администрации и родителей. Основными участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги. Основные форма организации образовательного процесса: совместная деятельность педагогического работника и воспитанников в рамках организованной образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы; самостоятельная деятельность воспитанников под наблюдением педагогического работника. Занятия в рамках образовательной деятельности ведутся по подгруппам. Продолжительность занятий соответствует СанПиН 1.2.3685-21 и составляет: в группах с детьми от 1,5 до 3 лет — до 10 мин; в группах с детьми от 3 до 4 лет — до 15 мин; в группах с детьми от 4 до 5 лет — до 20 мин; в группах с детьми от 5 до 6 лет — до 25 мин; в группах с детьми от 6 до 7 лет — до 30 мин. Между занятиями в рамках образовательной деятельности предусмотрены перерывыпродолжительностью не менее 10 минут. Основной формой занятия является игра. Образовательная деятельность с детьми строится с учётом индивидуальных особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников осуществляется в любых формах образовательного процесса. 1.5.Оценка качества кадрового обеспечения ДОО укомплектован педагогами на 100 процентов согласно штатному расписанию. Всего работают 10 человек, из них 3 специалиста (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог). Соотношение воспитанников, приходящихся на 1 взрослого: воспитанник/педагоги — 8,3/1. За 2023год педагогические работники прошли аттестацию и получили: 14 высшую квалификационную категорию — 2 воспитателя, 1 учитель-логопед. Курсы повышения квалификации в 2023 году прошли 9 педагогов. По итогам 2023 года ДОО перешло на применение профессиональных стандартов. Из 10 педагогических работников Учреждения все соответствуют квалификационным требованиям профстандарта «Педагог». Их должностные инструкции соответствуют трудовым функциям, установленным профстандартом «Педагог». Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, эффективно участвуют в работе методических объединений, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, а также саморазвиваются. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников. Решение годовых задач способствовало повышению профессиональных компетенций педагогов. С целью формирования потребности в непрерывном самообразовании, мотивации к педагогической деятельности регулярно проводились педагогические часы, групповые и индивидуальные консультации, семинары, мастер-классы. Молодые педагоги учились у более опытных через взаимопосещение и наставничество. Воспитатели получали адресную помощь. В течение учебного года воспитатели и специалисты ДОО посещали методические мероприятия, организованные МБУ «Стратегия»: открытые занятия в других ДОО по разным видам детской деятельности, а также выставки, смотры и т.д. (мероприятия проводились в дистанционном формате). Педагоги ДОО повышали свой профессиональный уровень посредством учёбы на курсах повышения квалификации, изучения новинок методической литературы, опыта других педагогов; принимали активное участие в городских, региональных, всероссийских конкурсах мастерства. Высокий уровень образования и квалификации педагогов, большой педагогический стаж, позволяют сделать вывод о том, что педагогический коллектив ДОО способен осознать и принять любые инновации, новые условия организации образовательного процесса. Педагоги ДОО и их воспитанники принимают активное участие в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах, становятся лауреатами и победителями. Так, например, уже несколько лет педагогический коллектив ДОО участвует в мероприятиях, конкурсах, акциях разных уровней, становятся лауреатами и победителями («Многоликий символ жизни», «Творческий воспитатель», «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» и др.). Педагоги ДОО активно принимали участие в методических мероприятиях города, региональных конференциях, работы педагогов опубликованы в печатных сборниках. Педагогический коллектив на протяжении ряда лет остаётся стабильным. Его характерной особенностью является отсутствие вакансий. Вывод: анализ кадрового состава позволяет сделать вывод о том, что педагогический коллектив достаточно профессиональный, имеет творческий потенциал, положительно влияющий на качество обучения и воспитания дошкольников. 1.6. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения В ДОО библиотека является составной частью методической службы. Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах специалистов, группах детского сада. Библиотечный фонд представлен методической литературой по всем образовательным областям основной общеобразовательной программы, детской художественной литературой, периодическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях. В каждой возрастной группе имеется банк необходимых учебно-методических пособий, рекомендованных для планирования воспитательно-образовательной работы 15 в соответствии с обязательной частью ООП ДО, АООП ДО. В 2023 году ДОО пополнило учебно-методический комплект для реализации образовательных программ. Приобретены наглядно-дидактические пособия: картины для рассматривания, плакаты; комплексы для оформления родительских уголков; рабочие тетради для обучающихся. Оборудование и оснащение методического кабинета достаточно для реализации образовательных программ. В методическом кабинете созданы условия для возможности организации совместной деятельности педагогов. Однако кабинет недостаточно оснащен техническим и компьютерным оборудованием. Информационное обеспечение ДОО включает: информационно-телекоммуникационное оборудование — в 2022 году пополнилось ноутбуком, интерактивной доской; программное обеспечение — позволяет работать с текстовыми редакторами, интернет-ресурсами, фото-, видеоматериалами, графическими редакторами. В Учреждении учебно-методическое и информационное обеспечение достаточное для организации образовательной деятельности и эффективной реализации образовательных программ. 1.7. Оценка материально-технической базы Материально – техническое обеспечение соответствует требованиям, предъявляемым к зданию и помещениям ДОО. В Учреждении сформирована материально-техническая база для реализации образовательных программ, жизнеобеспечения и развития детей. В ДОО оборудованы помещения: групповые помещения — 5; кабинет заведующего — 1; кабинет учителя-логопеда – 2; кабинет учителя-дефектолога – 2 (совмещены с кабинетами учителей-логопедов) кабинет педагога-психолога – 1; методический кабинет — 1; кабинет конструирования – 1; музыкальный зал — 1; спортивный зал – 1; пищеблок — 1; медицинский кабинет — 1. При создании развивающей предметно-пространственной среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Развивающая предметно – пространственная среда в ДОО соответствует принципам информативности, вариативности, комплексирования и гибкого зонирования, полифункциональности, стабильности и динамичности; требованиям обеспечения процессов присмотра и ухода за детьми. Развивающая предметно – пространственная среда соответствует требованиям к совместной и самостоятельной детской деятельности. При создании развивающей предметно – пространственной среды учтена специфика условий осуществления образовательного процесса, принцип учета гендерной специфики образования дошкольников, принцип интеграции образовательных областей, комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса; учтены возрастные особенности детей. Оборудование и оснащение групповых помещений и методического кабинета соответствует требованиям СанПиН, эстетическим требованиям, соответствует принципу 16 необходимости и достаточности для реализации основной общеразвивающей программы ДОО. Кабинеты учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога отвечает гигиеническим требованиям. Учтен принцип необходимости и достаточности для реализации адаптированной общеразвивающей программы ДОО с осуществлением квалифицированной коррекции недостатков речи детей. Музыкальный и физкультурный залы отвечают гигиеническим и эстетическим требованиям, а также принципу необходимости и достаточности для реализации основной общеразвивающей программы ДОО. Участки ДОО соответствуют требованиям СанПиН, но оснащены не достаточно, необходимо новое современное оборудование. Территория образовательного учреждения озеленена насаждениями по всему периметру, имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы, цветники, огород. В 2023 году в ДОО проведен текущий ремонт 1 групповой комнаты, спортивного зала и пищеблока. Материально-техническое состояние ДОО и территории соответствует действующим санитарным требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда. Вывод: в ДОО уделяется должное внимание развитию и совершенствованию материально-технической базы. Ее состояние в основном обеспечивает реализацию воспитательно-образовательного процесса. 1.8. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования В ДОО утверждено положение о внутренней системе оценки качества образования. Мониторинг качества образовательной деятельности в 2023 году показал удовлетворительную работу педагогического коллектива по всем показателям. Состояние здоровья и физического развития воспитанников удовлетворительные. 78 процентов детей успешно освоили образовательную программу дошкольного образования в своей возрастной группе. Воспитанники подготовительных групп показали высокие показатели готовности к школьному обучению. В течение года воспитанники Учреждения успешно участвовали в конкурсах и мероприятиях различного уровня. В ноябре 2023 года проводилось анкетирование родителей (законных представителей). В анкетировании приняли участие 76 родителей. В ходе анализа полученных результатов были получены следующие сведения: доля получателей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников организации, — 93 %; доля получателей услуг, удовлетворенных компетентностью работников организации, — 84%; доля получателей услуг, удовлетворенных материальнотехническимобеспечением организации, — 78%; доля получателей услуг, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг, — 89%; доля получателей услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым, — 87%. Анкетирование родителей показало высокую степень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг. Переход на ФОП ДО, изучение принципов построения взаимодействия с семьями воспитанников, выбор направлений взаимодействия, особое внимание просветительской работе, использование специально подобранных методических и дидактических 17 материалов для организации совместной деятельности с родителями воспитанников - все это дало положительный эффект, возможность установить доверительный деловой контакт между семьей и ДОО. Проблемный анализ внутренней системы качества образования основывался на результатах самоанализа педагогов. В 2023 году продолжалась активная работа по профессиональному развитию педагогов и совершенствованию педагогической работы. В ДОО созданы условия для профессионального роста педагогов: проводятся обучающие мероприятия, организована работа по системе наставничества, созданы условия для изучения передового опыта других регионов, условия для распространения собственного педагогического опыта. Педагоги посещают курсы повышения квалификации. Увеличился процент педагогов неформально повышающих квалификацию через самообразование с 17 до 28%. В связи с переходом на ФОП ДО и ФАОП ДО в ДОО был проведен мониторинг инфраструктуры. Это потребовало переосмыслить и внести изменения в РППС ДОО. В ДОО уже шла активная работа по преобразованию РППС, но ФОП ДО и ФАОП ДО дало нам дополнительные векторы для развития. Мы стремились, чтобы РППС группы, РППС на воздухе и РППС внегрупповое соответствовало ФГОС ДО, образовательной программе, возрастным особенностям детей, воспитывающему характеру обучения детей в ДОО, требованиям безопасности и надежности. Вывод: Система внутренней оценки качества образования функционирует в соответствии с требованиями действующего законодательства. Самообследование деятельности ДОО за 2023 год показало, что учреждение стремится к развитию. Наиболее успешными в деятельности ДОО за 2023 год можно обозначить следующие показатели: - Повышение педагогической компетенции в рамках реализации ФГОС ДО. - Обновление и пополнение предметно – пространственной образовательной среды по образовательной области «Познавательное развитие». - Использование инновационных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. Перспектива: 1. Обеспечить профессиональный рост педагогов. 2. Совершенствовать условия в соответствии с современными требованиями для дальнейшего развития дошкольного учреждения. 3. Совершенствовать работу по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников. 4. Разработка программы Развитие. 1.9.Обеспечение безопасности жизнедеятельности ДОО В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности проводились следующие мероприятия: - профилактическая работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций (учебные тренировки по эвакуации воспитанников, сотрудников и посетителей - 1 раз в квартал, занятия с воспитанниками, оформление информационных стендов, материалов); - работа по обучению персонала вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, охране труда и др.; - были внесены ежегодные изменения в «Паспорт дорожной безопасности»; - ежегодная акарицидная обработка территории ДОО (апрель, август) Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения является деятельность по обеспечению пожарной безопасности. В 2023 году в ДОО проводились следующие противопожарные мероприятия: 18 - обучение мерам пожарной безопасности (все сотрудники); -проведение тренировочных занятий с воспитанниками и сотрудниками; - для обеспечения пожарной безопасности здание ДОО оборудовано автоматической противопожарной сигнализацией с речевым оповещением, первичными средствами пожаротушения. Техническое обслуживание АПС производится ежемесячно. АПС функционировала бесперебойно; - проведены специальные измерения на электрических установках и кабелях; - проведена проверка пожарных кранов на водоотдачу; Традиционно в течение года в целях укрепления пожарной безопасности и предупреждение гибели людей на пожарах, обеспечения первичных мер пожарной безопасности в ДОО проходят месячники безопасности. В рамках месячников выполняются противопожарные мероприятия, предложенные государственным пожнадзором, профилактичкские мероприятия с воспитанниками и сотрудниками ДОО. Противодействие терроризму на территории и в здании дошкольного учреждения также является одним из приоритетных направлений. В 2023 году ДОО учреждение имеет стабильную телефонную связь, кнопку экстренного вызова полиции с выводом на пульты оперативных служб отдела Вневедомственной охраны УМВД России по городу Калуге. Для обеспечения пропускного режима ДОО имеет видеодомофон на калитке, домофон на центральном входе, металлоискатель, систему оповещения в случае чрезвычайных ситуаций. Для предотвращения чрезвычайных ситуаций ы ДОО разработан «Паспорт антитеррористической безопасности». В ДОО введена охрана ООО «СОКОЛ». ДОО по периметру и внутри здания оборудовано камерами видеонаблюдения. ДОО оснащено комплексом технических средств тревожной сигнализации. Въезд на территорию ДОО разрешен в соответствии с правилами пропускного режима в ДОО. Важным направлением деятельности ДОО по обеспечению безопасности является организация работы по охране труда и технике безопасности. В связи с изменение законодательства в области охраны труда, в ДОО были разработаны и введены в действие с 1 января 2023 года новые локальные акты. В рамках проведения месячника по безопасности труда в учреждении проводятся следующие мероприятия: - комплексная проверка состояния условий и охраны труда педагогических работников, работников пищеблока, обслуживающего персонала; - инструктажи; - информационно-разъяснительная работа с сотрудниками учреждения по вопросу охраны труда и технике безопасности; - оформление уголков и стендов по охране труда; - административные и производственные совещания по данной тематике; - дни охраны труда; - плановые тренировочные занятия по отработке действий в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера и т.д.; - организация и проведение специальной оценки условий труда. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, в учреждении было обеспечено: - проведение в полном объеме медосмотров работников; - обучение вопросам охраны труда руководителей и работников учреждения; - технические мероприятия (ремонт технологического оборудования); - мероприятия по обеспечению работников СИЗ; - усилен контроль за недопущением нарушения законодательства в области охраны труда. Социально-бытовые условия в ДОО удовлетворительные, тепловой, световой и питьевой режим находятся в соответствии с санитарными номами. 19 Перспективами работы по основным линиям развития учреждения считаем: - реализация мероприятий программы развития ДОО; - улучшение материально-технической азы ДОО, преобразование РППС межгруппового пространства и кабинетов специалистов в соответствии с ФОП ДО; - дальнейшее развитие интеллектуальных и творческих способностей и интересов дошкольников через реализацию образовательных программ и подготовку воспитанников к участию в творческих и интеллектуальных конкурсах разного уровня; - повышать качество работы с детьми по освоению образовательной программы через использование современных образовательных технологий. 2. Результаты анализа показателей деятельности организации Данные по состоянию на 31.12.2023 г. № п/п Показатели Значение показателя 1. Образовательная деятельность 1.1 Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе: 83 человек 1.1.1 В режиме полного дня (8-12 часов) 83 человек 1.1.2 В режиме кратковременного пребывания (3-5 часов) 0 1.1.3 В семейной дошкольной группе 0 1.1.4 В форме семейного образования с психологопедагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации 0 1.2 Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет 0 1.3 Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет 83 человек 1.4 Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода: 83 человек/100% 1.4.1 В режиме полного дня (8-12 часов) 83 чел./100% 1.4.2 В режиме продленного дня (12-14 часов) 0 1.4.3 В режиме круглосуточного пребывания 0 Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги: 34 (41%) По коррекции недостатков в физическом и (или) 34 (41%) 1.5 1.5.1 20 психическом развитии 1.5.2 По освоению образовательной программы дошкольного образования 34 (41%) 1.5.3 По присмотру и уходу 34 (41%) 1.6 Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника 12,5 1.7 Общая численность педагогических работников, в том числе: 11 1.7.1 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование 8\73% 1.7.2 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) 8\73% 1.7.3 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование 1\9% 1.7.4 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) 1\9% 1.8 Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: 8\89% 1.8.1 Высшая 4\36% 1.8.2 Первая 4\36% 1.9 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: 1.9.1 До 5 лет 4\37% 1.9.2 Свыше 30 лет 2\18% 1.10 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет 3\27% 1.11 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет 3\27% 1.12 Численность/удельный вес численности педагогических 13/100% 21 и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников 1.13 Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников 11/88,8% 1.14 Соотношение "педагогический работник/воспитанник" в дошкольной образовательной организации 11/10 1.15 Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: 1.15.1 Музыкального руководителя нет 1.15.2 Инструктора по физической культуре нет 1.15.3 Учителя-логопеда да 1.15.4 Учителя-дефектолога да 1.15.5 Педагога-психолога да 2. Инфраструктура 2.1 Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника 492,2 кв.м/3,6кв.м 2.2 Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников 203,4 м2 2.3 Наличие физкультурного зала да 2.4 Наличие музыкального зала да 2.5 Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке да Анализ показателей указывает на то, что Учреждение имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы 22 в полном объемев соответствии с ФГОС ДО. Учреждение укомплектовано достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что обеспечивает результативность образовательной деятельности