положение о наставничестве

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
протокол № 3 от 01.03.2021г

УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
№ 40/01-10 от 03.03.2021 г.

Положение
о системе наставничества в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении № 7 города Калуги

Калуга, 2021

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о системе наставничества в муниципальном бюджетном
дошкольном образовательном учреждении № 7 города Калуги (далее – Положение, ДОУ)
определяет цели, задачи и порядок организации наставничества.
1.2. Наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального
становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
1.3. Целями наставничества являются:
оказание помощи работникам в их профессиональном становлении, приобретении
профессиональных знаний и навыков выполнения должностных обязанностей;
адаптация в коллективе;
воспитание дисциплинированности, требовательности к себе и заинтересованности в
результатах труда.
1.4. Задачами наставничества являются:
ускорение процесса профессионального становления работников, развитие их
способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять должностные
обязанности;
адаптация работников к условиям осуществления трудовой деятельности,
приобщение к корпоративной культуре;
развитие у работников интереса к осуществляемой профессиональной деятельности;
развитие профессионально значимых качеств личности;
формирование активной гражданской и жизненной позиции;
создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата;
снижение текучести кадров в организации и мотивация работников к установлению
длительных трудовых отношений с работодателем.
2. Организация наставничества
2.1. Наставничество устанавливается над следующими сотрудниками:
впервые принятыми на работу и не имеющими необходимых умений и навыков
выполнения должностных обязанностей, в том числе выпускниками профессиональных
образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
принятыми на работу после продолжительного перерыва (более 6 месяцев) в
осуществлении трудовой деятельности, в том числе по замещаемой должности
(профессии);
переведенными (назначенными) на другую должность (профессию), если
выполнение ими новых должностных обязанностей требует расширения и углубления
профессиональных знаний и приобретения новых практических навыков.
2.2. Наставники подбираются из наиболее подготовленных работников, обладающих
высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к
воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе, имеющих стаж работы
в организации и опыт работы по профессии (специальности, направлению подготовки) не
менее пяти лет.
2.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного года в
зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.4. Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта
наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в
отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, не может
превышать трех.

2.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.6. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30
календарных дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.7. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом организации
или иным документом, предусмотренным локальными актами организации заведующего.
2.8. Замена наставника производится в следующих случаях:
прекращение трудового договора с наставником;
перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, на иную должность (профессию);
просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество;
неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных
обязанностей;
возникновение
иных
обстоятельств,
препятствующих
осуществлению
наставничества.
Замена наставника осуществляется приказом заведующего.
2.9. Срок наставничества, определенный приказом заведующего может быть продлен
в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного
отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.10. Наставничество прекращается до истечения срока, установленного приказом
заведующего, в случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим Положением.
2.11. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с
уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник составляет
индивидуальный план прохождения наставничества (далее - индивидуальный план).
Индивидуальный план может включать:
мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;
мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными требованиями;
совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения
должностных обязанностей;
выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
практических заданий;
перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;
перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
другие мероприятия по наставничеству.
2.12. Индивидуальный план составляется наставником не позднее 10 дней со дня
утверждения его кандидатуры приказом организации.
2.13. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с
индивидуальным планом.
2.14. В зависимости от производственных условий наставник и лицо, в отношении
которого осуществляется наставничество, могут быть периодически освобождены от
выполнения непосредственных должностных обязанностей с сохранением заработной

платы для проведения индивидуальных занятий, тренингов и иных мероприятий по
индивидуальному плану.
2.15. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в том числе содержащий рекомендации по его дальнейшему
профессиональному развитию.
2.16. В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении которого
осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения
наставничества и работе наставника, включая оценку деятельности наставника.
2.17. Результатами эффективной работы наставника считаются:
формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
практических навыков выполнения должностных обязанностей;
применение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество,
рациональных и безопасных приемов и методов труда;
освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и иных
документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение
применять полученные теоретические знания при выполнении должностных
обязанностей;
положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному
развитию;
самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при
принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и
указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей.
2.18. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества работодатель
вправе предусмотреть:
доплату, размер которой устанавливается локальными нормативными актами ДОУ в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
объявление благодарности, награждение почетной грамотой организации;
представление к государственным и ведомственным наградам;
помещение фотографии наставника на доску почета организации;
награждение нагрудным знаком наставника;
внесение предложения о включении в кадровый резерв для замещения вышестоящей
должности;
внесение предложения о назначении на вышестоящую должность;
материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, установленные
локальными нормативными актами организации).
2.19. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть привлечен к
дисциплинарной ответственности.
3. Руководство наставничеством
3.1. Организация наставничества возлагается на заведующего ДОУ, который
осуществляет следующие функции:
определяет (предлагает) кандидатуру наставника;
определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество;
определяет (предлагает) срок наставничества;
утверждает индивидуальный план;
утверждает отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении
которого осуществлялось наставничество;

осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности закрепленного за
ним лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые
изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с
лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество;
вносит предложения о замене наставника;
вносит предложения о поощрении наставника;
обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по
итогам наставничества.
3.2. Старший воспитатель ДОУ осуществляет организационное и документационное
сопровождение процесса наставничества и координацию работы по наставничеству, в том
числе:
оказание методической и консультационной помощи наставникам, в том числе в
разработке и реализации индивидуального плана;
подготовку проектов локальных нормативных актов и документов, сопровождающих
процесс наставничества;
анализ, обобщение и распространение положительного опыта наставнической
деятельности;
проведение анкетирования лиц, в отношении которых осуществляется
наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников.
Старший воспитатель ДОУ может проводить выборочное тестирование лиц, в
отношении которых осуществлялось наставничество, с целью проверки приобретенных
ими знаний и навыков.
3.3. Заведующий ДОУ или уполномоченное им лицо в целях развития
наставничества в организации обеспечивает:
организацию повышения квалификации наставников;
совершенствование наставнической деятельности в соответствии с потребностями
организации;
стимулирование положительных результатов наставнической деятельности;
систематическое
рассмотрение
вопросов,
связанных
с
наставнической
деятельностью.
3.4. При наличии в организации 10 и более наставников может создаваться совет по
наставничеству, который осуществляет свою деятельность по координации
наставничества во взаимодействии с методической службой организации, в том числе:
разрабатывает мероприятия по наставничеству на основе анализа существующих
производственных процессов и квалификационных требований и критериев оценки
наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
рекомендует заведующему ДОУ кандидатуры наставников из числа наиболее
профессионально подготовленных работников;
оказывает методическую и консультационную помощь наставникам в планировании
их работы, обучении и воспитании лиц, в отношении которых осуществляется
наставничество;
изучает, обобщает и распространяет положительный опыт наставнической
деятельности;
заслушивает на своих заседаниях отчеты наставников и лиц, в отношении которых
осуществляется наставничество, о проделанной работе.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник имеет право:

знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
вносить предложения заведующему ДОУ, в котором работает лицо, в отношении
которого осуществляется наставничество, о создании условий для совместной работы;
вносить предложения заведующему ДОУ в отношении которого осуществляется
наставничество, о его поощрении, наложении на него дисциплинарного взыскания,
переводе на другую должность (профессию);
обращаться с заявлением к заведующему ДОУ с просьбой о сложении с него
обязанностей наставника конкретного работника, в отношении которого осуществляется
наставничество;
требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
выполнения указаний по вопросам, связанным с производственной деятельностью;
осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки
качества выполненной работы.
4.2. Наставник обязан:
руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и
локальных нормативных актов организации при осуществлении наставнической
деятельности;
способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств;
оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, в
исполнении его должностных обязанностей, ознакомлении с основными направлениями
деятельности, полномочиями и организацией работы в организации, основами
корпоративной культуры;
оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, в
изучении законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов
организации, регламентирующих исполнение должностных обязанностей лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
способствовать освоению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, практических приемов и способов качественного выполнения своих
должностных обязанностей, устранению допущенных ошибок;
передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество,
накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным
приемам, передовым и безопасным методам работы;
привлекать к участию в общественной жизни коллектива организации;
воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу,
рост производительности труда, проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм
профессиональной этики;
периодически докладывать заведующему ДОУ о процессе адаптации лица, в
отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении,
результатах профессионального становления.
5. Права и обязанности лица,
в отношении которого осуществляется наставничество
5.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
пользоваться
имеющимся
оборудованием,
инструментами,
материалами,
документами, литературой и иной инфраструктурой организации в целях исполнения
своих должностных обязанностей и прохождения наставничества;
участвовать в составлении индивидуального плана;

обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями;
обращаться к заведующему ДОУ с ходатайством о замене наставника.
5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные акты
организации и руководствоваться ими при исполнении должностных обязанностей;
выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в нем сроки;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления деятельности, полномочия и организацию работы в организации;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных
обязанностей;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
не совершать поступков, которые могут нанести вред авторитету коллектива
организации;
участвовать в общественной жизни коллектива организации.
6. Документы, регламентирующие наставничество
6.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
-настоящее Положение;
- приказ заведующего ДОУ об организации наставничества;
-план работы наставника.
6.2. По окончании разработки Положения, издаются приказы:
-об утверждении Положения о наставничестве;
-о закреплении наставника.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».